Как избавиться от шепелявости: эффективные методы

Как избавиться от шепелявости, или когда общение — в удовольствие

Как перестать шепелявить и научиться правильно выговаривать свистящие и шипящие звуки? Как избавиться от шепелявости и разговаривать чисто и свободно?

Давайте поговорим на тему “шепелявить это как” и “что делать, если ты шепелявишь”.

Что такое шепелявость?

Шепелявость — это дефект речи, связанный с неправильным произношением звуков “с”, “з”, “ц”, “ш”, “ж”, “ч”, “щ”.

“Не простоквафа у матрефки, а шметана,” — вот что значит шепелявить.

При этом не нарушаются ни грамматика, ни логичность сказанного. Вот только не всегда может быть понятно, что говорят шепелявые люди.

В детском возрасте до 5 лет развивается речевой аппарат, поэтому когда ребенок шепелявит в 4 года и декламирует:

“Шла Шаша по шоше и шошала шушку”, — это вызывает умиление.

Другое дело, если шепелявит взрослый. Здесь при коммуникации возникают совсем другие чувства: зажатость и стеснение с одной стороны и неловкость — с другой. Поэтому не пытаться это исправить, и тем более считать шепелявость своей индивидуальной особенностью, наверное не стоит. Хотя — это дело сугубо личное.

Причины шепелявости

Почему люди шепелявят? Каковы причины шепелявости?

  • Нарушения в работе речевого аппарата, например, атония языка или неразвитая уздечка. В результате происходит сбой артикуляции, и звуки искажаются.
  • Неправильный прикус и проблемы с зубами. Отсутствие передних зубов делает речь свистящей, а внятно выговорить звуки “ч”, “щ”, “ж”, “ш” не представляется возможным.
  • Сильный стресс и длительное нервное напряжение. В этом случае нарушается тонус мышц, и это негативно сказывается на ясности произносимых слов.

Резкий испуг может стать причиной того, что ребенок начал шепелявить в 4 года, хотя до этого говорил правильно.

Почему человек шепелявит? Причины ясны. Тогда возникает логичный вопрос: а что с этим делать:

  • как убрать шепелявость;
  • как перестать шепелявить подростку;
  • как избавиться от шепелявости у взрослого?

Методы коррекции

Проблема разрешима. Но надо постараться!

Если малышу исправить шепелявость достаточно просто в силу того, что артикуляционный аппарат мягкий и податливый, то с возрастом какие-то мышцы находятся в излишнем тонусе, другие, наоборот, атрофируются. И решить задачу: как убрать шепелявость у взрослого — становится труднее.

И все-таки как не шепелявить? Вот несколько советов как избавиться от шепелявости ребенку.

Упражнения для разработки артикуляционного аппарата

У детей нарушение речи к 7 годам может пройти самопроизвольно, но вовремя показать ребенка специалисту не помешает.

Из-за шепелявости, которая становится источником стресса, снижается качество жизни человека. Дети постарше, а особенно подростки, становятся замкнутыми, избегают общения, потому что не могут ясно выражать свои мысли.

Как перестать шепелявить подростку и взрослому?

С возрастом при определении причин шепелявости нередко возникает необходимость оперативной коррекции мышц или уздечки языка, исправления прикуса или протезирования зубов. Посещение логопеда и работа под его руководством сделают постановку речи результативной.

Но если, несмотря на то, что процесс исправления речи сложный и длительный, вы полны настойчивости и упорства, можно заниматься коррекцией самостоятельно.

Упражнение с пробкой — одно из самых эффективных. С зажатой в зубах пробкой можно рассказывать истории или читать стихи. Чтение с закрытым ртом также дает хороший результат. Этому занятию можно посвятить полчаса в день, стараясь громко и четко проговаривать звуки.

Скороговорки — наше все!

Скороговорки для шепелявых — это своеобразная гимнастика для речевого аппарата, которая при должном терпении и систематических занятиях дает неплохие результаты, позволяя восстановить разговорные навыки.

Скороговорки — классика коррекционной работы с дефектами речи.

Вот примеры скороговорок от шепелявости: они предназначены для «разработки разных проблемных букв: Ж, Ш, З, С и Ц, Ч, Щ.

Если вас волнует вопрос как перестать шепелявить на букву “с”, можно поупражняться с отдельными словами. Слова для шепелявых с буквой “с”: коса, сосна, насос, ананас, сорока, сыр, ссора.

Дыхательные практики и массаж

В арсенале действенных методов по выправлению такого дефекта речи как шепелявость достойное место занимают массаж и дыхательные упражнения.

Бывает, что человек шепелявит, а это — результат сбившегося от волнения дыхания. В этом случае дыхательная гимнастика восстанавливает его ритм, нормализует носовое дыхание и успокаивает нервную систему.

Артикуляционный массаж нормализует мышечный тонус, тем самым устраняя нарушения нормальной работы речевого аппарата.

Как видите, все не так безнадежно — проблема с шепелявостью решаема!

Поставленная цель: научиться говорить красиво, свободно, с удовольствием, достижима, если идти к ней пусть и маленькими шажками, но терпеливо и настойчиво.

Вот несколько историй из логопедической практики о том, что речь можно и нужно тренировать в любом возрасте:

Заключение

Ну, и напоследок. Если вы задаетесь вопросом о правильности написания шепелявить или шипелявить, то правильный ответ — шепелявить.

Несмотря на то, что однокоренных у этого слова много, все они начинаются с безударного слога “ше”, поэтому правописание слова “шепелявый” следует запомнить.

А чтобы это слово перестало быть для вас актуальным, ваше желание решить эту проблему должно соединиться с силой воли и терпением. И тогда все вам будет по плечу!

Действенные методы лечения шепелявости

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи − это патология речевой функции, характеризующаяся несформированностью произношения звуков. Одним из ее проявлений, является шепелявость. Логопеды считают, что она развивается в результате нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата, проблем со слухом и других факторов. Исправление дефекта у взрослых и детей требует длительных логопедических занятий под контролем специалиста.

Общая информация

Шепелявость характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков. У человека сохраняется грамматика, лексикон и понимание речи окружающих людей. Патология развивается в результате различных причин:

  • наследственной предрасположенности;
  • нарушения подвижности языка;
  • расстройства слуха, не позволяющего человеку правильно слышать фонемы;
  • сопутствующих изменений речи;
  • если сформирован неправильный прикус;
  • травматических повреждений ротового аппарата и др.

Указанные факторы способны приводить к развитию шепелявости у ребенка или взрослого человека. В этом случае речь больного изменяется характерным образом: нарушается произношение свистящих и шипящих звуков, отмечается расстройство движений языка и возникает перешептывание.

В зависимости от конкретных причин, человек может шепелявить по-разному. В некоторых случаях речевой дефект может быть едва заметен, а иногда приводить к выраженному нарушению общения между людьми.

Выявление причин патологии

Почему всем людям с шепелявостью и другими дефектами речи следует обращаться к терапевту? Часто, речевое расстройство связано с органическими изменениями в ротовой полости, например, с неправильным прикусом. Занятия с логопедом в этом случае будут иметь ограниченную эффективность.

Обследование проводится по следующему алгоритму:

  1. Специалист беседует с обратившимся человеком и узнает давность развития шепелявости, возраст его появления, а также факторы, с которыми больной сам связывает появление дефекта.
  2. При осмотре полости рта может быть выявлено нарушение прикуса, отсутствие зубов, короткая уздечка языка и др.
  3. Логопедическое исследование, направленное на изучение фонетики, грамматики и сформированного лексикона.
  4. При подозрении на органическую патологию нервной системы проводят консультацию с неврологом и диагностические мероприятия: компьютерную, магнитно-резонансную томографию.

Интерпретировать получаемые результаты должен только врач. Попытки самостоятельного лечения могут привести к прогрессированию речевого дефекта на фоне органических изменений в полости рта или нервной системе.

Подходы к лечению

Специалисты знают, как избавиться от шепелявости. Для этого рекомендуется пройти комплексную коррекцию под контролем логопеда. Цели лечения следующие:

  • научить больного правильно произносить звуки;
  • обеспечить формирование двигательных стереотипов языком для предупреждения прогрессирования речевых расстройств.

С этой целью в терапии используют: логопедические упражнения, дыхательную гимнастику и массаж языка. Важно отметить, что после начала лечения у логопеда, больной должен самостоятельно заниматься в домашних условиях.

Если расстройство выявлено в детском возрасте, то ребенок может избавиться от него к 7-8 годам. В этом случае, шепелявость не приводит к каким-либо негативным последствиям для социализации или обучения детей. При возникновении нарушений речи во взрослом возрасте, требуются длительные мероприятия по коррекции.

Внимание! К шепелявости приводят различные факторы. Перед лечением требуется выявить возможные органические причины для их коррекции с помощью медикаментозных методов.

Лечение в медицине

Шепелявость может быть связана с различными органическими причинами, которые требуют совместного лечения с врачом. При возникновении речевого дефекта у детей, частой причиной являются хронические воспалительные заболевания носовой полости и аденоиды, нарушающие дыхание. Проведение хирургического вмешательства по удалению разрастаний ткани миндалин и медикаментозная терапия позволяют устранить проблемы со звукопроизношением.

Одна из частых причин шепелявости − неправильный прикус зубов. Его устраняют с помощью ношения брекетов или ретейнеров, позволяющих сформировать нормальное строение ротовой полости. Если у человека отсутствуют зубы, то проводится их протезирование. Своевременная коррекция проблем в полости рта в лечебных учреждениях позволяет избавиться от речевых дефектов и предупредить изменения в артикуляционном аппарате.

Артикуляционная гимнастика

Частая причина развития шепелявости − неправильное положение языка во время произношения звуков «с» и «ш». Человек может исправить подобное расстройство с помощью логопедических тренировок. Они основываются на регулярном проведении артикуляционной гимнастики. Логопеды при работе с пациентом дают методические указания по ее выполнению.

Перед тем, как начинать занятия, необходимо расслабить язык. Для этого нужно несколько раз провести им по верхней губе, стараясь не напрягать во время движений. Если чувство напряжения остается, то задание необходимо повторить. Практикуют следующие движения:

  • Упражнение «чашечка» − человек приоткрывает рот и поднимает переднюю и боковые отделы языка, формируя в его центре небольшое углубление. Нижняя челюсть при этом должна быть неподвижной, а язык не должен выходить за пределы ротовой полости кнаружи. В конце задания следует постараться произнести звук «з». Изначально, фонема может быть глухой и похожа на «ж», однако, при регулярном выполнении гимнастики данную проблему удается устранить.

  • Пациент с полуоткрытым ртом высовывает язык и кладет его на нижнюю губу. Произнося «ля-ля», он совершает движения его кончиком от одного уголка рта к другому. Для правильного выполнения упражнения необходимо сохранять одно положение нижней губы и не напрягать мышцы языка.
  • Задание «блинчик» − язык при полуоткрытом рте слегка выдвигают вперед и максимально его распластывают. После этого, по нему необходимо слегка постукивать верхними губами, сохраняя расслабленность мышц. Делать задание следует до появления чувства легкости выполнения движений.
Читайте также:  Как избавиться от засоса в домашних условиях

  • Для улучшения артикуляции речевого аппарата советуют регулярно читать книгу либо газету, держа между губами зажатую пробку или ручку. Это способствует формированию правильных двигательных стереотипов и нормализации речи.

  • Пациент во время разговора закрывает рот, держа губы сомкнутыми, однако верхний и нижний ряд зубов не контактируют друг с другом. В таком положении необходимо читать вслух или рассказывать что-либо другому человеку. Важно стараться говорить так, чтобы речь было слышно. Оптимальное время разговора или чтения − 10-30 минут с постепенным его увеличением.
  • Каждому человеку с шепелявостью необходимо как можно раньше начинать устанавливать произношение звука «ш». Для этого, необходимо вытянуть губы, сжать зубы и поднять язык к небу, но не касаться его. При этом пациент начинает произносить звук «ш», имитируя шипение змеи. Лучший эффект наблюдается при одновременном надавливании пальцами на обе щеки. Постепенно подросток или взрослый человек усваивает правильную фонему при регулярных занятиях.

В первые недели коррекции речевую гимнастику следует выполнять под контролем логопеда. Такой специалист существует в дошкольных и школьных учреждениях, а также занимается лечением речевых дефектов в поликлиниках. После того как человек осваивает технику выполнения упражнений, он может продолжать выполнять их дома, периодически посещая логопеда.

Дыхательная гимнастика

Плохое и неглубокое дыхание, нарушения которого возникают во время разговора, приводят к различным речевым дефектам, в том числе к шепелявости. Для устранения причины необходимо выполнять упражнения на развитие речевого дыхания:

  • «Шипение гусей» − человек ставит стопы на ширине плеч, а руками упирается в бедра. Постепенно он наклоняется вперед, вытягивая шею и произнося во время длинного выдоха звук «ш». Упражнение выполняют медленно − от 3 до 10 секунд. Количество повторений 5-6.
  • Улучшение артикуляции речи наблюдается при выполнении гимнастики «косарь». Исходное положение ног аналогично предыдущему упражнению. Руки при этом следует согнуть в локтях и выдвинуть их вперед. Пальцы сжимаются в кулак. При повороте корпуса влево-вправо человек имитирует движения с косой, широко размахивая руками и говоря «жух-жух!». Не следует делать движения быстро, их скорость должна быть комфортной. Необходимое количество повторений 5-7 раз.
  • Для упражнения «пиление дров» необходим второй человек. Следует стать напротив него лицом к лицу. Ноги должны быть на ширине плеч, однако, левая нога немного выдвинута вперед. Оба участника берутся руками друг за друга и поочередно сгибают-разгибают их, имитируя движения при распиливании дров. Во время упражнения необходимо проговаривать звук «ж». Темп должен быть умеренным. Задание продолжается 30-60 секунд.
  • Упражнение «паровоз» может выполняться в любом возрасте. Человек ходит мелкими шажками по комнате или на месте. Руки при этом согнуты и двигаются взад-вперед. Во время движений человек проговаривает «чух-чух», имитируя звук поезда. Продолжительность задания до 1 минуты.

Дыхательную гимнастику выполняют каждый день на протяжении 3-4 недель. Убирать упражнения следует после коррекции речи и консультации с логопедом.

Если шепелявость связана с неправильным прикусом или другими изменениями в ротовой полости, то логопедические упражнения и дыхательная гимнастика имеют ограниченную эффективность.

Использование скороговорок

Проговаривание скороговорок − эффективный метод устранения шепелявости. Логопеды выделяют ряд заданий для отработки звука «ч», «ш» и «щ». Первоначально человек может испытывать трудности с их проговариванием, однако переставать выполнять упражнения не стоит.

Задания для коррекции «ш» и «щ»

Скороговорка «кукушка кукушонку купила капюшон» позволяет сформировать правильное произношение звука «ш». Для этого, требуется вытягивать губы вперед и поднимать кончик языка к твердому небу и зубам, не касаясь их. Язык должен быть широким, а не узким. Его края касаются обоих рядов зубов, блокируя выход воздуха по сторонам ротовой полости. Воздух должен двигаться только вперед, формируя правильный звук «ш».

Скороговорка для улучшения произношения звука «щ» следующая: «хищник в роще рыщет − хищник пищу ищет». Произносить ее следует быстро, но, сохраняя правильность фонетики. Постепенно скорость увеличивают, что позволяет человеку нормализовать разговорную речь.

Работа над звуком «ч»

Фонема «ч» относится логопедами к сложным. Для ее произнесения требуются достаточно сложные артикуляционные движения: губы выдвигаются вперед и округляются, зубы сомкнуты, но между ними имеется небольшая щель. Расплющенный кончик языка поднимается к небу и располагается около верхних зубов. В момент выдоха небольшая щель между зубами и формирует звук «ч».

Скороговорки для улучшения произношения фонемы следующие: «у нас в печурочке золотые чурочки», «чудак под диванчик прячет чемоданчик». Во время тренировок человек постепенно ускоряет их произнесение, добиваясь сохранения правильного звучания.

Шепелявость − распространенный речевой дефект, который может встречаться у детей и взрослых людей. Нарушение речи не сопровождается нарушениями грамматики и снижением словарного запаса, в связи с чем не приводит к негативным последствиям для человека. При своевременном обращении за помощью логопед проводит необходимое обследование и консультируется с врачом. Подобранные мероприятия по логопедической коррекции, а также медицинские подходы к лечению, позволяют нормализовать произношение отдельных фонем и избавиться от шепелявости.

Коротко о том, как перестать шепелявить

Шепелявость – дефект речи, при котором наблюдается неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом дефект никак не влияет на понятность речи и корректность ее грамматического и логического построения. Помочь человеку разобраться, как перестать шепелявить, может логопед, а также несколько советов для работы над восстановлением речи на дому.

Причины

Расстройства речи не возникают на пустом месте. Как правило, изменениям функционирования речевого аппарата предшествуют определенные события. Специалисты выделяют несколько факторов, отвечающих на вопрос «Почему человек шепелявит?»:

  • патологии органов речевого аппарата, наблюдающиеся у ребенка с рождения. За развитие нарушений произношения шипящих и свистящих может быть ответственна неправильно развитая уздечка, отклонение длины языка, толстые губы и т.д.;
  • нарушения развития челюстно-лицевого аппарата, включающие в себя неправильный прикус, высокий свод нёба, диастему и другие патологии;
  • нарушения неврологического характера, оказывающие негативное влияние на артикуляционный аппарат;
  • если один из членов семьи страдает от этой проблемы, ребенок шепелявит, подражая его манере речи;
  • физические повреждения лицевой части головы;
  • это нарушение часто диагностируется у пожилых людей, что объясняется снижением слуха или отсутствием зубов;
  • наследственная предрасположенность.

Это расстройство речи – не приговор, а значит, есть способы, как избавиться от шепелявости. Первой ступенью на пути к восстановлению речи является выявление дефекта по его симптомам.

Симптомы

Основные симптомы шепелявости включают в себя следующие моменты:

  • неправильная постановка языка при произношении звуков;
  • затрудненное и неверное произношение свистящих и шипящих звуков;
  • пациенты стараются избегать произношения трудных слов;
  • дети могут путать слоги, заменяя сложные слоги более простыми для произношения;
  • многие шепелявые люди замыкаются в себе и стараются минимизировать живое общение, отдавая предпочтение текстовому общению.

Выявить расстройство среди детей, чья речь только начинает формироваться, бывает сложно. Взрослым больным, в свою очередь, настоятельно рекомендуется не стесняться шепелявости, а немедленно обратиться к специалисту.

Диагностика

При первых проявлениях симптомов шепелявости необходимо обратиться к логопеду, который оценит степень развития патологии и покажет, как научиться выполнять упражнения, лежащие в основе коррекционного курса. В ходе осмотра специалист фиксирует следующие моменты:

  • то, как пациент произносит звуки;
  • особенности функционирования слуховых и зрительных каналов восприятия информации;
  • работа артикуляционного аппарата;
  • психоречевая развитость пациента;
  • навыки письма и чтения;
  • качество памяти;
  • грамотность построения речи.

В зависимости от причин, спровоцировавших возникновение отклонений, пациент может быть направлен на прием к стоматологу, хирургу или отоларингологу.

Коррекция

Восстановление корректного функционирования речевого аппарата требует достаточно продолжительного времени и не дает мгновенных результатов, хотя в случае оперативного вмешательства возможны некоторые улучшения уже через неделю после операции.

Коррекция строится на комплексном подходе к тому, как перестать шепелявить, и включает в себя не только логопедические меры, но и работу педагога, психолога, стоматолога и других специалистов по мере необходимости в каждом отдельном случае.

В проблеме того, как научиться жить без шепелявости, поможет коррекция постановки звукопроизношения и правильного дыхания, упражнения для разработки артикуляционного аппарата, массаж языка и прочие процедуры. Взрослому пациенту в особо тяжелых случаях может потребоваться протезирование зубов, исправление прикуса или операция по коррекции мышц языка.

Гораздо проще коррекция проходит, если ребенок шепелявит до 7 лет. Коррекция звукопроизношения в таком возрасте проводится естественно при соблюдении определенных правил и упражнений для профилактики развития патологии. Подростку, как и более взрослым пациентам, бороться с шепелявостью сложнее, однако избавиться от нее можно, четко придерживаясь плана, составленного специалистом.

Упражнения для коррекции произношения звуков

Несколько основных упражнений, созданных врачами-логопедами, подскажут, как научиться корректировать звукопроизношение самостоятельно. Если делать эти упражнения регулярно, результат не заставит себя ждать.

  1. Расслабление. Расслабить мышцы языка поможет облизывание верхней губы по направлению от верха к низу. После выполнения этого упражнения можно переходить к произношению звуков, с которыми возникают сложности.
  2. Чашечка. Для выполнения этого задания необходимо зафиксировать челюсть в одном положении. Языком сделать своеобразную чашечку, одинаково поднимая его боковые и переднюю стенки. Далее нужно попытаться произнести звук [з], который в данном упражнении будет больше похож на [ж].
  3. Пробка. Хорошо влияет на развитие речевого аппарата чтение вслух с зажатой в зубах пробкой от бутылки. Сложностей с тем, как научиться читать с посторонним предметом в зубах, обычно не возникает.
  4. Чтение сквозь губы. Врачи рекомендуют регулярно прочитывать небольшие кусочки текста с закрытым ртом. Необходимо плотно сжать губы, приоткрыв при этом зубы, и начать читать текст так, чтобы это было слышно.
  5. Скороговорки. Одним из лучших средств в коррекции шепелявости является заучивание и произношение скороговорок. Чтобы не приобрести проблему в виде шепелявости, необходимо произносить скороговорки в качестве профилактики.

Выше описаны лишь основные упражнения для коррекции шепелявости. На самом деле, их гораздо больше. Помимо выполнения заданий на разработку речевого аппарата, необходимо также уделять время постановке дыхания, которое часто сбивается во время волнения и становится причиной неправильного произношения звуков, тем самым создавая проблемы не только шепелявым людям.

Родители маленького ребенка должны взять на заметку, как научиться правильно разговаривать с ним в процессе его в развития. В качестве мер профилактики необходимо делать с малышом различные игровые упражнения для постановки правильного звукопроизношения, а также учить ребенка скороговоркам.

Люди шепелявят по самым разным причинам. Некоторым даже нравится такая особенность, однако специалисты напоминают, что шепелявость – это проблема, которую необходимо решать, даже несмотря на то, что она не приносит ощутимого вреда здоровью.

Читайте также:  Как быстро избавиться от запоров народными средствами

Шепелявость – что это и как исправить?

Шепелявость – расстройство речи, которое встречается в любом возрасте. Научное название болезни речи – дислалия. В жизни она приносит много неприятностей и психологический дискомфорт в подростковом и зрелом возрасте. Квалифицированные специалисты помогут разобраться, от чего появилась шепелявость, а значит, подобрать методы коррекции речи. Это достигается с помощью упражнений или простого оперативного вмешательства.

Виды заболевания

Специалист (логопед, врач-дефектолог) различает несколько видов заболевания. Пациенты иногда путают шепелявость и картавость речи, но это разные недуги у взрослых. Существует несколько видов:

  • Губно-зубная форма недуга. При патологии нарушена работа верхней и нижней губы в создании шипящих звуков. На практике это приобретает звучание звука «ш» как «ф»;
  • Призубная. Кончик языка занимает неправильное положение по отношению верхнего и нижнего зубного ряда. Шипящие звуки получаются звонкими;
  • Боковая. Язык смещается с центральной позиции в ротовой полости на боковую, может сворачиваться полностью или частично. Это расположение превращает шипящие звуки в хлопкообразные, возникают трудности с произношением;
  • Щечная. В формировании проблемы виновата слизистая оболочка щек, которая создает дополнительные препятствия на пути образования звука;
  • Носовая. Виной явления служит провисание мягкого неба носоглотки при врожденных патологиях, травмах, простудных заболеваниях. Голос стает гнусавым, звуки не четко произносятся;
  • Смягченная форма произношения. Проблема комплексного характера, когда шипящие звуки звучат как «щ».

Современные медицинские методы эффективно убирают нарушение звукопроизношения.

Причины, почему люди шепелявят

Нарушение речи провоцируют различные факторы. Причины шепелявости:

  1. Врожденные особенности речевого аппарата (провисающее мягкое небо, разрастание слизистых тканей, неправильный прикус, отсутствующие зубы, западающая губа, ненормальные размеры уздечки языка), трансген наследственная болезнь;
  2. Функциональные нарушения (травмы ротовой полости, последствие стоматологических оперативных вмешательств, недостаточная или ограниченная подвижность языка и язычка, кончик не занимает правильную позицию);
  3. Наследственность: врожденные проблемы со слуховым аппаратом (неострый слух, тугоухость), врожденная слабость мышц ротовой полости (атония);
  4. Стрессы и длительное нервное напряжение.

Диагностика позволяет определить причину точно и быстро избавиться от нарушения речи.

Симптомы

Заболевание имеет главный симптом – неправильное звукопроизношение. Что значит шепелявить? При дефекте речи искажаются шипящие («ж», «ч», «ш», «щ»), свистящие («з», «с», «ц»).

Если ребенок шепелявит в 3 года или 5 лет, то не стоит паниковать. В этом возрасте еще недостаточно сформирован прикус и ротовой аппарат, правильное дыхание. Такой ранний признак нарушения речи корректирует консультация у специалистов, лечебные и профилактические мероприятия.

Родитель должен обращать внимание на то, как ребенок воспроизводит звук, какая у него речь. Ведь проблема лучше всего поддается корректировке в раннем возрасте.

Диагностика

Прием врача позволит определить причину дефектов речи и подобрать адекватное лечение. Проблема имеет комплексный характер, поэтому для постановки точного диагноза прибегают к помощи дефектолога, логопеда, невропатолога, психиатра, отоларинголога и стоматолога.

Консультация дефектолога включает: анализ процесса воспроизведения звуков (пациента просят произнести определенное упражнение), подвижность и размещение во время воспроизведения звуков языка (в том числе тела и кончика язычка, мягкого неба, щек).

Отоларинголог исследует: состояние и функциональные возможности среднего и внутреннего уха, остроту слуха, проходимость и функциональные возможности носовых ходов и носовых пазух.

Психолог и невролог оценивают: нервное состояние пациента, отсутствие или присутствие сильного стресса, испуга, индивидуальные особенности психического развития.

Стоматолог исследует: Наличие патологий зубного ряда (отсутствие зубов, щели, неровность). Иногда после протезирования речь сразу восстанавливается. Развитие прикуса (нормальный или патологический). Такая стоматологическая проблема часто бывает причиной шепелявости.

Современные методы позволяют убрать шепелявость. Дети и взрослые люди оттягивают посещение специалистов, хотя несколько процедур уже приносят положительный результат для речи.

Лечение шепелявости у взрослых и детей

Для лечения шепелявости подключаются специалисты: дефектолог, логопед, ЛОР, стоматолог, невролог или психиатр.

Коррекция речи включает:

  1. Тренировку речевого аппарата специальными упражнениями и скороговорками. Логопед подберет комплексы для самостоятельного применения каждый день. О них мы расскажем ниже более подробно;
  2. Налаживание проходимости носовых каналов и борьба с застойными явлениями в носовых пазухах, восстановление остроты слуха. Задачу решает ЛОР медикаментозно или путем малотравматичного оперативного вмешательства;
  3. Восстановление артикуляции и постановка речи. Этим делом занимается дефектолог или логопед;
  4. Снижение напряжения мышц ротового аппарата, спазма гортани при формировании речи. Медикаментозно решает проблему шепелявости невропатолог;
  5. оррекция уздечки языка, восстановление нормального зубного ряда, протезирование зубов – задачи для стоматолога.

Современные специалисты помогут восстановить речь не только ребенку или подростку, но и взрослому человеку. Ведь статистика констатирует, что 2% взрослых страдают от шепелявости.

Как избавиться от шепелявости: упражнения

Упражнения от шепелявости у взрослых людей исправляют дефекты речи. Их применяют и для коррекции произношения у детей и подростков. Избавиться от проблемы шепелявости помогут:

  1. Тренировка языка. Откройте рот, язык положите на нижнюю губу. В таком положении произносите звуки «ля-ля-ля». При этом не старайтесь подвернуть губу, а кончиком языка по очереди дотрагивайтесь к уголкам губ;
  2. На передний край нижнего рада зубов положите язык, слегка выдвинув его за пределы ротовой полости. Осторожно постукивайте зубами верхнего ряда по языку. При манипуляции постарайтесь сохранять язык в неподвижности;
  3. Языку придайте форму чашечки, не высовывая его изо рта. Равномерно расположите его по отношению верхний и нижних зубов, щек и губ. Произносите в таком положении звуки «з» и «ж»;
  4. Читайте небольшой отрывок стиха или прозы, имея во рту корковую пробку от бутылки;
  5. 30 минут говорите или читайте с закрытым ртом. Просто сомкните плотно губы, но разомкните верхний и нижний зубной ряд. Старайтесь громко и четко проговаривать звуки;
  6. Медленно, вытянув шею вперед, проговаривайте на выходе звуки «ш» и «щ» по 10 раз каждый.

При регулярном применении упражнения поборют шепелявость, сделают жизнь проще и гармоничней.

Скороговорки для развития речи

Скороговорки от шепелявости гарантируют быстрое восстановление речи при регулярном применении. С одинаковой эффективностью они помогут перестать шепелявить подростку, ребенку или взрослому. Чтобы научиться их правильно произносить, потребуется время, но усидчивость и прилежность вознаградится.

Для отработки правильного произношения шипящих подойдут фразы:

  • “У нас в печурочке золотые чурочки”
  • “Чудак под диванчик прячет чемоданчик”
  • “Кукушка кукушонку купила капюшон”

Необходимо, чтобы первый раз логопед показал, как правильно нужно напрягать рот и отдельные элементы ротовой полости, чтобы слог получился правильным, речь – внятной. При ежедневных упражнениях результаты заметны спустя несколько недель.

Видео: Как перестать шепелявить подростку за 1 месяц

Профилактика

Если медики могут исправить шепелявость за несколько процедур, то профилактические мероприятия позволяют избежать этой проблемы. Подросток, взрослый человек или ребенок при регулярном их исполнении забудут о проблемах речи. Профилактика шепелявости включает:

  1. Регулярное посещение стоматологического кабинета, своевременное устранение патологий зубного ряда и протезирование;
  2. Выразительное чтение произведений вслух. Это нормализует дыхание, убирает шепелявость и корректирует работу речевого аппарата;
  3. Произносить с выражением стихи и считалки при шепелявости. Учить их с детьми;
  4. При первых нарушениях речи и признаках шепелявости обращаться к специалистам за помощью.

Проблема шепелявости у детей и взрослых

Проблемы с речью испытывают не только дети, но и взрослые люди. И если ребенку они не доставляют особых неудобств, то у взрослого человека развиваются комплексы и неуверенность в себе. Один из самых распространенных дефектов речи – шепелявость. Он стоит на втором месте после картавости и характеризуется затруднением в произношении шипящих и свистящих звуков. При этом остальные слова человек выговаривает совершенно отчетливо. Из этой статьи вы узнаете, почему люди шепелявят и как избавиться от шепелявости.

Распространенные причины

Причины для шепелявости есть самые разные – анатомические, психологические, социальные и другие. Поэтому для полноценной диагностики обычно требуется консультация нескольких специалистов. Давайте рассмотрим, почему развивается шепелявость.

  1. Врожденные аномалии. Сюда можно отнести такие патологии, как укороченный или увеличенный язык, неправильно развитую уздечку, толстые губы.
  2. Патологии развития челюстно-лицевого аппарата – нарушения прикуса, диастема, заячья губа, высокий свод нёба.
  3. Неврологические причины, связанные с нарушением артикуляционного аппарата.
  4. Социальные причины. Сюда относится подражание детей взрослым. То есть, если один из родителей шепелявит, то вполне вероятно, что ребёнок переймет эту особенность.
  5. Травмы, связанные с повреждением лицевой части черепа, – вывихи, переломы.
  6. Часто проблема приходит к пожилому человеку, страдающему нарушением слуха и недостатком зубов.
  7. Нельзя исключать и такой фактор, как генетическая предрасположенность.

Почему нужно бороться с шепелявостью и прилагать усилия, чтобы убрать это из своей жизни? Этот дефект значительно снижает уровень качества жизни человека. Он становится источником стрессов, неуверенности в себе, замкнутости. Не имея возможности четко выразить свою мысль собеседнику, человек утрачивает тягу к общению. Особенно это касается детей и подростков.

Диагностика проблемы

Шепелявость диагностируется логопедом, который в случае необходимости назначает дополнительные консультации у других специалистов. Может быть выписано направление на прием к отоларингологу, ортодонту или хирургу. Но сначала логопед должен оценить симптомы, установить степень выраженности патологии и точно определить причины, почему ребенок шепелявит. Для этого он выясняет следующие моменты:

  • особенности произношения звуков;
  • остроту слуха и зрения;
  • насколько подвижен артикуляционный аппарат;
  • уровень психоречевого развития;
  • на каком уровне находятся такие навыки, как письмо, чтение, а также память;
  • грамотность, зрительное и слуховое восприятие.

Только после полной проверки можно найти лучший способ исправить дефект речи и наиболее эффективно помочь шепелявящему пациенту.

Читайте также:  Как избавиться от запаха сырости на одежде

Методы лечения

Шепелявость устраняется путем комплексного подхода. Не стоит настраиваться на быстрый результат – это длительный и сложный процесс. Во время лечения делается упор на логопедическую, педагогическую, коммуникативную, психокоррекционную терапию. В план устранения речевых нарушений входит:

  • постановка правильных звуков;
  • упражнения на автоматизацию произношения шипящих и свистящих звуков;
  • массаж языка;
  • специальная артикуляционная гимнастика;
  • упражнения, обеспечивающие механическую вибрацию передней части языка.

Если речь идет о ребенке, то родителей должно немного успокоить то, что к 7 годам нарушение может пройти самостоятельно, а исправление может и не потребоваться. Но не стоит на это слишком надеяться – лучше вовремя показать малыша хорошему специалисту.

В зрелом возрасте шепелявость тяжелее поддается коррекции, так как чаще всего связана с физиологическими причинами. В некоторых случаях может возникнуть необходимость в хирургической коррекции мышц языка, уздечки или исправлении прикуса и протезировании зубов.

Несколько ценных советов

Не стоит мириться с дефектами речи. Если вы не знаете, как перестать шепелявить, обратитесь к хорошему логопеду. Он поможет справиться с дефектом, и вы испытаете радость свободной речи. А чтобы становление правильного произношения звуков протекало быстрее, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

  1. Обязательно ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Желательно делать полный комплекс упражнений, в котором задействован весь речевой аппарат: губы, язык, щеки.
  2. Развивайте дыхательную систему. Правильное дыхание должно затрагивать нижние отделы легких – стремитесь к этому.
  3. Ежедневно упражняйтесь в произношении скороговорок. Выбирайте те из них, в которых присутствуют проблемные для вас звуки. Старайтесь выговаривать их четко, постепенно приближаясь к правильному произношению. Этот пункт практически бесполезен без выполнения артикуляционной гимнастики и участия логопеда.
  4. Возьмите за привычку читать вслух по вечерам. Пение тоже оказывает положительное действие.
  5. Многое зависит от психологического состояния, вашего настроя, поэтому обеспечьте себе полноценный отдых, старайтесь поменьше нервничать.

Избавиться от дефекта речи может каждый. Для этого нужно только желание, настойчивость, хороший логопед, а иногда и ортодонт. Теперь вы знаете, почему возникают подобные нарушения, как они диагностируются и лечатся. Еще больше информации вы найдете в видео, посвященном проблеме избавления от шепелявости. Во время просмотра вы услышите немало полезных советов, научитесь делать некоторые простые, но эффективные упражнения.

Шепелявость у взрослых – есть ли решение для тех, кто старше 20?

Термин «шепелявость» – это простонародное изречение, научным названием в данном случае будет сигматизм – искажение свистящих и шипящих звуков.

Признаками сигматизма являются:

  • Искаженное произношение шипящих и свистящих звуков.
  • Появление посторонних звуков при разговоре.

Во многих случаях неправильного произношения каких-либо звуков, неспециалисты воспринимают это, как особенности речи, а не нарушения. В отношении же «шепелявости» всё несколько иначе: дефект заметен и самому говорящему и окружающим. Если не устранить его вовремя, то он станет причиной психологического дискомфорта и комплексов. Замечено, что большинство людей, страдающих сигматизмом, со временем становятся замкнутыми, необщительными, избегающими социума.

В норме, у детей дошкольного возраста правильное звукопроизношение появляется без участия логопеда. Но, если ребенок не смог самостоятельно овладеть правильным произношением звуков, то исправить свою речь взрослому человеку возможно только со специалистом, так как неправильное произношение уже стало привычным.

При шепелявости в речи происходит нарушение произношения шипящих («ж», «ч», «ш», «щ») и свистящих («з», «с», «ц») звуков.

Шипящие звуки должны появиться в речи к четырем- пяти годам. При нормативном произношении звука «ш» и «ж» язык в форме чашечки поднимается к альвеолам, зубы сближены, но не сомкнуты, губы немного вытянуты вперед.

Основные виды нарушений шипящих:

  • Щечное. Язык не принимает участия в артикуляции, образуется «тупой» шум. Слова произносятся с прихлюпыванием.
  • Нижнее. При таком произношении «ш» смягчается и слышится звук, похожий на «щ». Например «Шуба» – «щуба».
  • аднеязычное произношение. Щель образуется между задней частью спинки языка и твердым нёбом. Возникает шум, напоминающий звук «х» или фрикативный (характерен для украинцев, белорусов и жителей южнорусских областей) «г». Например: «шарик» – «кхарик».
  • Губно-зубной сигматизм – шипящие звуки заменяются на «ф» и «в». Например: «шапка» – «фапка».
  • Отдельным видом нарушения для звука «ч» является замена «ч» свистящим «ц». Например: «мяч» – «мяц».

В норме, свистящие появляются у дошкольников в три-четыре года. При правильном произношении «с», «з», «ц», губы растянуты в улыбке, зубы сближены, не сомкнуты, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка (в форме желобка).

Основные виды нарушений свистящих:

  • Межзубный сигматизм – язык показывается между зубами при разговоре. Появляется неряшливость речи: присвистывание, оглушение звонких звуков.
  • Призубный сигматизм – вместо звуков «с», «з» произносятся звуки «д», «т». Например: «самолёт» – «тамолёт».
  • Шипящий сигматизм – искажение шипящих звуков. Например: «собака» – «щабака».
  • Свистящий сигрматизм – искажение свистящих звуков. Например: «жираф» – «зираф».
  • Боковой сигматизм – появление хлюпающего звука или присвиста из-за неправильного положения языка.

Причины появления шепелявости у взрослых

  • Неправильный прикус;
  • Малоподвижный язык;
  • Короткая уздечка языка;
  • Отсутствие зубов;
  • Травма артикуляционного аппарата;
  • Нарушение фонематического слуха (звукоразличения);
  • Наследственность.

При признаках шепелявости взрослому человеку, так же как и ребенку, следует обратиться к логопеду, которой при необходимости направит его к узкому специалисту.

Логопед проведет комплексное обследование, исследуя:

  • Состояние слуха, в том числе фонематического;
  • Подвижность и состояние органов артикуляции;
  • Правильность, нормативность произносимых звуков.

Коррекция сигматизма

Продолжительность работы по исправлению неправильного звукопроизношения зависит от вида нарушения и индивидуальных особенностей человека.

Самостоятельно исправить нарушение без участия логопеда невозможно, так как для устранения дефекта требуется профессиональное обследование.

В период коррекция речи для человека очень важно участие и поддержка близких людей, а также участие в социальной жизни: не выпадать из своего круга привычного общения.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики по исправлению шепелявости у взрослых:

17 лет: Раньше Марии даже нравилось, что она немного шепелявит. Девушка считала, что это её речевая «изюминка», которая выделяет её в общем потоке людей. Но к старшим классам начались проблемы: одноклассники смеялись над ней. Это привело к тому, что Маша стала стесняться говорить. Родители вовремя заметили проблему и настояли на обращении к логопеду. По началу Мария скептически отнеслась к этой идее, но пообщавшись со специалистом, она пришла к выводу, что в её силах научиться говорить правильно. У девушки наблюдалось межзубное произношение и на коррекцию этого дефекта ушло около года. Занятия проходили два раза в неделю, также Маша закрепляла полученные навыки самостоятельно. Ко времени поступления в университет, она уже могла похвастаться чистой речью и больше не боялась говорить на публике.

19 лет: Оксана, студентка первого курса, переживала из-за того, что неверно произносила звуки «с», «з», «ц». Она пришла на консультацию в центр с конкретным вопросом: как ей избавиться от дефекта. Девушка пыталась решить проблему самостоятельно: находила в интернете видео-упражнения и пробовала произносить перед зеркалом скороговорки, но у неё ничего не выходило. Оксана решила пройти курс занятий с логопедом. Это оказалось правильным решением. Педагог посоветовал ей начать с артикуляционной гимнастики, затем ей поставили звук «с» и параллельно работали над звуком «з»: автоматизировали его поочередно в слогах, словах и предложениях, связной речи. Девушка регулярно посещала занятия два раза в неделю один месяц, после чего приостановила занятия из-за сессии. Она ослабила самоконтроль и вернулась в центр с теми же проблемами, которые были на первоначальном этапе. Потребовалось 2 месяца работы с педагогом, чтобы звуки вернулись на свои места. Оксана порой забывала делать упражнения дома. Через полгода после первого занятия с логопедом проблема оказалась решена.

25 лет: Учитель начальных классов – Инна испытывала много неудобств из-за того, что шепелявит. Это мешало ей при разговорах с коллегами, родителями и просто знакомыми. Она чувствовала себя неуверенно, общаясь с ним, боялась произнести лишнее слово. У Инны был неправильный прикус. Педагог посоветовал ей обратиться к ортодонту, после исправления прикуса, она провела логопедическое обследование языка, в ходе которого было установлено, что его двигательные возможности нарушены. Инна произносила звуки «т» и «д» межзубно: кончик её языка ударялся о зубы. Педагог научил Инну произносить эти звуки, поднимая кончик языка вверх. Затем они автоматизировали произношение в слогах, словах и предложениях. На коррекцию речи у девушки ушло около четырех месяцев.

28 лет: Антон, преподаватель финансового менеджмента в университете, был недоволен своим неправильным произношением. Долго не мог решиться прийти к специалисту и взять за исправление речи. Он всё оттягивал момент встречи с логопедом, пока однажды не услышал, как студенты его передразнивали. Разумеется, это Антону не понравилось совершенно и стало именно тем стимулом, которого ему не хватало. Логопед выявил у него призубный сигматизм. Начали с артикуляционной гимнастики, потом педагог сформировал правильное положение языка. Коррекция нарушений заняла у него три месяца. Он старался посещать занятия с логопедом не меньше двух раз в неделю и ежедневно занимался дома. Работа шла легко – Антон очень старался. После трех с половиной месяцев интенсивных занятий, он уже и не вспоминал о том времени, когда в его произношение было неправильным.

Сигматизм – это не приговор. Многие люди нашли решение этой проблемы. Всё, что требуется для борьбы с шепелявостью – наблюдение у грамотного логопеда, специальные регулярные занятия и упорство. Главное – желание измениться, сделать свою речь красивой.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда

Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Ссылка на основную публикацию