Как избавить ребенка от компьютерной зависимости

Компьютерная зависимость у детей и подростков. Как лечить?

Если вы ищете полную информацию о компьютерной зависимости у детей и подростков, статья для вас.

Рекомендуется к прочтению каждому родителю, которого волнует будущее своих детей. Вне зависимости от их возраста.

Если вы не читали нашу статью о компьютерной зависимости — изучите её, затем вернитесь к этой теме.

Навигация по статье:

  • Почему компьютерные игры так нравятся детям и подросткам?
  • Почему дети и подростки становятся зависимыми от компьютерных игр?
  • Как много должен играть ребенок, чтобы говорить о наличии компьютерной зависимости?
  • Какие психологические и социальные проблемы связаны с зависимостью подростков и детей от видеоигр?
  • Признаки компьютерной зависимости у детей и подростков.
  • Памятка для родителей по профилактике компьютерной зависимости.
  • Лечение компьютерной зависимости у детей и подростков.

Компьютерные игры — уже доминирующий способ развлечения во всем мире. Не нужно ограничиваться домом, потому что возможности современных устройств позволяет играть везде. Портативные консоли, смартфоны и планшеты дают доступ к виртуальному миру вне зависимости от того, где находится человек.

Тотальное распространение компьютерных игр является следствием огромных денежных вливаний в популяризацию движения. Это — гонка за прибылью между компаниями разработчиков.

Глобализация сети Интернет и популяризация компьютерных игр имеют положительные моменты. Проблема компьютерной зависимости у детей и подростков — обратная сторона этого тренда. Дети и подростки не всегда знают, когда им следует перестать играть. Родители — не знают, чем занимаются дети за компьютером, и как должно выглядеть это взаимодействие.

Нам понятно беспокойство родителей, когда видеоигры становятся приоритетом № 1 в жизни ребенка. На второй план отходят спорт, хобби, общение с друзьями. Все чаще возникают споры относительно использования компьютера, ребенок постепенно теряет стремление реализовать себя в реальной жизни.

Не обманывайтесь тем, что наши дети пришли в Интернет позже американских. По данным Лаборатории Касперского, Россия обгоняет США и Европу по показателю интернет-увлеченности. Более половины несовершеннолетних постоянно находятся в Сети. Среди подростков (14-16) показатель вовлеченности составляет 68%.

Исследование проводилось в 2016 году, данные уже устарели почти на 3 года.

Почему компьютерные игры так нравятся детям и подросткам?

Видеоигры удовлетворяют естественные потребности детей и подростков.

Компьютерная игра — продукт, который создается для определенной аудитории, представители которой имеют свои вкусы и предпочтения. Невозможно сделать продукт, который подойдет каждому. Что привлекает одного, может быть скучно для другого.

Теперь это не проблема.

Несмотря на то, что невозможно найти компьютерную игру, которая понравится всем, каждый может найти игру, которая понравится именно ему.

Рынок компьютерных игр огромен, выбирать есть из чего.

Дети прошлых поколений играли в казаков-разбойников, вышибалу, заморозку, прятки и просто войнушки. Сегодня дети очарованы возможностями современных реалистичных шутеров вроде Call of Duty, Battlefield, Counter Strike или мультяшного Overwatch.

Дети, которым нравится спорт, с большей вероятностью воплотят свои мечты в виртуальной FIFA или NBA. Любители автомобилей и скорости не смогут устоять перед серией NFS или Forza.

Подростки, интересующиеся фантастикой и исследованиями, скорее, увлекутся World of Warcraft, нежели чтением Властелина Колец или Гарри Поттера.

Дети, которые раньше строили конструкции из лего, могут реализовать свои замыслы в Minecraft, затратив на это гораздо меньше усилий.

Онлайн-игры, социальные связи и привлекательность виртуального мира

Онлайн компоненты современных видеоигр не только расширяют возможности игрока. Именно многопользовательские компьютерные игры любых жанров с большей вероятностью вызывают компьютерную зависимость у детей и подростков.

Во время первого бума на видеоигры 80-х годов они создавались, в основном, для одного игрока. Игра требовала постепенного повышения концентрации, внимательности и координации рук и глаз в сочетании с получением наиболее высокого балла (вспомните Супер Марио, Змейку или Тетрис).

Даже тогда некоторые люди становились одержимые цифрами (баллами), но всерьез о зависимости детей или подростков от компьютерных игр заговорили в начале 2000-х, что совпало с появлением онлайн-игр.

Видеоигры перестали быть развлечением для одного. Игроки сами стали неотъемлемой частью высокодетализированных, непрерывно развивающихся, «живых» виртуальных миров. Геймеры создают своих уникальных персонажей, заключают союзы с другими игроками, ведут торговлю, создают собственные игровые цели.

Эти виртуальные миры некоторым нравятся больше, чем реальная жизнь. Онлайн-вселенные стали больше, чем просто играми – теперь они приблизились к реальному обществу с городами, валютой, классами, магазинами и услугами, историями и мифологиями, и даже, правоохранительными органами.

Почему дети и подростки становятся зависимыми от компьютерных игр

Видеоигры дают детям то, в чем они нуждаются в данный момент времени.

  • детального изучения и развития своих интересов в более привлекательном и визуально стимулирующем формате;
  • попробовать себя в новой роли или в форме непохожего на себя реального персонажа;
  • экспериментировать с вещами, реализация которых в реальном мире (пока) затруднительна или невозможна;тратить меньше ресурсов на увлечение, чем в реальной жизни.

И много чего еще!

Вовлечение подростка в компьютерную игру усиливается через социальные связи, вместе с которыми появляются обязательства перед другими игроками — товарищами по команде или клану.

Видеоигры создаются по определенным шаблонам, которые учитывают принципы психологического и поведенческого подкрепления, которые стимулируют игрока играть снова и снова.

Причины компьютерной зависимости у подростков

Список популярных причин, которые приводят к компьютерной зависимости.

Хаос

В жизни подростка бардак. На него давят с разных сторон и все чего-то требуют: родители хотят одного, школа — другого, друзья — третьего. Подросток пытается угодить всем, только реализовать это трудно. В какой-то момент он перестает понимать, зачем он делает то, что делает, реальны ли его желания и стремления или навязаны извне. Компьютерные игры дают возможность найти то, что нравится ему, а не хотят другие.

Стресс

Впервые отвергла или бросила девушка, предал друг. Вокруг — несправедливость, в школе — предвзятое отношение. Мир не похож на тот, о котором рассказывали родители. Подросток копит отрицательные эмоции, которые должны как-то выйти. Поиграть в компьютер — доступный и безопасный способ сделать это.

Одиночество

Состояние, в котором подросток не может ни с кем поделиться своими истинными переживаниями. Родители могут быть дома, в соседней комнате может жить бабушка или дедушка, но он будет одинок, если думает, что его никто не понимает и не поддерживает.

Сеть перенесла большую часть нашего общения на виртуальное поле. Незнакомцу, который может даже не знать настоящего имени ребенка, проще рассказать о проблемах и, даже, получить от него поддержку.

Внутрисемейные конфликты

Сам факт дисбаланса в семье вынуждает подростка сбежать: на улицу, к друзьям или компьютеру.

Неодинаковое отношение к детям

Когда в семье несколько детей, они не будут одинаковыми. Это касается характера, поведения, здоровья и талантов. Если один ребенок проявляет себя где-то лучше, чем другой, — нельзя это показывать. Тем более, заострять на этом внимание или относиться лучше или хуже к кому-то из детей. Видеоигры дают возможность каждому почувствовать свою уникальность, найти и развить свои сильные стороны.

Завышенные ожидания

Если родители намекают ребенку на то, что ждут от него только лучших результатов, это может сломать его решимость.

Побеждать всегда и во всем невозможно, если ребенок решит, что любовь родителей нужно заслужить, он будет бояться приносить плохие результаты, что в итоге может спровоцировать уход от реальности.

История из жизни

Мой школьный друг был обыкновенным парнем: неуды по поведению, сломанная мебель в школе, жалобы от девочек на дерганье за косички. У него был “изъян” — низкая успеваемость в школе. Сестра была полной противоположностью: идеальное поведение, отличница, призер городских олимпиад по физике и математике. Будучи девочкой, она реализовывала сценарий, которые родители написали для сына.

Казалось, все: от школьных учителей до родителей, считали своим долгом при случае упомянуть его сестру и поставить в пример.

Отношение посторонних людей пережить можно.

Но то, как поступали родные: давали ей больше карманных денег, одевали в лучшую одежду, покупали лучшие гаджеты — нет. Сколько было разговоров и упреков о его неполноценности…

Что дальше? Он закрылся в своей комнате и просидел за компьютерными играми почти 10 лет.

Мне удалось его вытащить. Он уехал в Питер и поступил в театральное училище. Плохое поведение и двойки по математике не помешали сделать то, что хочет он, а не ожидают родители.

Как много должен играть ребенок, чтобы говорить о наличии компьютерной зависимости?

Если вы читали статью о компьютерной зависимости, то знаете, что время, которое ребенок проводит за видеоиграми, не всегда будет верным ориентиром. Признаки компьютерной зависимости у детей и взрослых не отличаются, но могут проявляться разным образом.

Чем больше играет ребенок или подросток, тем вероятнее, что он играет слишком много. Крайние случаи зависимости от компьютерных игр у детей очевидны: некоторые тратят на видеоигры более 60 часов в неделю.

Учитывая возможность наличия ограничений на использование компьютера, на компьютерную зависимость у детей и подростков укажет не то, сколько времени они проводят в играх, а то, насколько компьютерные игры важны для них.

Родители обычно начинают беспокоиться, когда ребенок начинает играет от 15 до 30 часов в неделю. Это зависимость?

Выясните, как увлечение видеоиграми влияет на другие сферы жизни молодого человека.

Страдает ли учеба? Как часты конфликты с родителями на этой почве? Часто ли подросток ленится и отказывается выполнять просьбы родителей? Пренебрегает домашними обязанностями? Хорошо ли он спит? Проявляет интерес к другим видам деятельности или хобби? Как насчет реальных друзей — не геймеров?

Влияние компьютерных игр на успеваемость

Предположение, что компьютерные игры оказывают негативное влияние на успехи в учебе, не имеет подтверждения. Исследования не выявили взаимосвязи между периодическими игровыми сессиями и видимым изменением успеваемости детей.

Однако, у детей с компьютерной зависимостью снижение успеваемости почти всегда связано с чрезмерными посиделками за играми.

Какие психологические и социальные проблемы связаны с зависимостью подростков и детей от видеоигр?

Является ли компьютерная зависимость самостоятельным явлением или это симптом более серьезных внутренних проблем?

Компьютерная зависимость является самостоятельным явлением, но может указывать на наличие других нерешенных проблем: психологических или социальных.

Может ли компьютерная зависимость спровоцировать развитие настоящих психологических или психических патологий?

Может, но не обязательно спровоцирует.

Могут ли эти явления существовать независимо друг от друга?

Признаки компьютерной зависимости у детей и подростков

Одержимость компьютерными играми

Самый очевидный признак компьютерной зависимости. Ребенок постоянно занят игрой. Он думают, читает, смотрит видео и говорит о ней даже когда не играет (но использует первую возможность, чтобы возобновить игру). Страдает концентрация и внимание, подросток мечтает об игре, когда он должен быть сосредоточен на другом (слушать учителя, делать домашнее задание, выполнять контрольную работу или готовиться к экзамену).

По мере того, как одержимость прогрессирует, подростки могут полностью игнорировать школьные или домашние обязанности, опаздывать на встречи и перестать проводить время с друзьями в реальном мире.

Ложь о времени, которое ребенок проводит за играми

Дети часто скрывают правду о том, сколько времени они проводят в видеоиграх. Особенно, если компьютер или игровая консоль находятся в спальне ребенка. Он скажет, что делал домашнее задание, когда на самом деле провел несколько часов за игрой. Некоторые специально просыпаются ночью, чтобы поиграть.

Потеря интереса к другим видам деятельности

Подростки и дети, которые становятся зависимыми от видеоигр, постепенно теряют интерес к вещам: спорту или другим хобби, которыми они когда-то увлекались. Пренебрежение учебой, если ранее ребенок учился хорошо, — первый признак пагубного влияния видеоигр.

Интерес к видеоиграм постепенно трансформируется в одержимость, потом, — зависимость. Если приятные в прошлом занятия утратили свою привлекательность для ребенка, стоит задуматься.

Если ребенок интересуется только компьютерными играми, это указывает на то, что «привычка» становится или уже стала нездоровой. Родители должны принять меры.

Социальная изоляция

Подростки и дети, которые любят видеоигры, заметно меняются. Недавно общительные подростки могут перестать проводить время с друзьями и семьей. Они могут заявить, что все лучшие друзья теперь в Интернете. Они могут показаться замкнутыми и антисоциальными. С большей вроятностью предпочтут видеоигры социальному взаимодействию.

Дипломатия — защита — нападение

Типичная цепочка поведения на разных этапах развития проблемы.

На ранних стадиях зависимости дети торгуются за игровое время и дают много обещаний, которые не выполняются. Разными способами выпрашивают себе разрешение на игру:

«Я сделаю все, что вы хотите, когда пройду уровень/закончу игру, подождите».

Родители перестают верить обещаниям. Если спросить, почему они не выполняются, и он играет так много, подросток будет защищать своё увлечение:

«Зато я не наркоман и не алкоголик, всегда дома».

Когда это перестает работать и родители вводят ограничения, они могут быть встречены агрессией, враждебностью, ругательствами, оскорблениями и, даже, физическим насилием.

Раздражительность, тревожность и упадок настроения

Дети, которые вынуждены прекратить играть в течение некоторого времени, становятся раздражительными. Вместо того, чтобы найти другие занятия, позвонить друзьям или выйти на улицу, они будут думать, как восстановить доступ к компьютеру. Они будут говорить, что все занятия “скучные”. Трудно сосредоточиться, мешают мечты об игре.

Компьютерные игры как побег от реальности

Зависимость сопровождается использованием компьютера или другого устройства для ухода от реальных проблем или переживаний. Дети сбегают в игры от любой внешней опасности, реальной или надуманной. Вместо того, чтобы решать проблемы, их игнорируют.

В подобных случаях компьютерная зависимость у детей и подростков рассматривается как следствие причин, о которых мы говорили выше.

Если убрать причины, которые привели к зависимости это, скорее, не повлияет на компьютерную зависимость, потому что она уже будет существовать независимо.

Если у ребенка есть хотя бы один из перечисленных выше признаков, нужно принимать меры.

Скачайте памятку для родителей по профилактике компьютерной зависимости

Если форма для скачивания памятки не отображается — отключите блокировщик рекламы.

Две популярные ошибки родителей

Первая. Использование жестких ограничительных мер и введение «санкций» на использование компьютера, не предлагая ничего взамен. Закрывая подростку вход в виртуальный мир, вы вынуждаете его обороняться, становитесь врагом.

В 33% случаев родители не могут повлиять на ситуацию потому, что ребенок не идет на контакт с «врагом».

Вторая. Родители намекают подростку, что он не в себе. Начинаются разговоры о походе к врачу или в поликлинику. Профиль подобных мест — психиатрия. Худшее, что вы можете сказать ребенку — что он ненормальный: физически либо морально. Главное условие успешности любой терапии — желание сотрудничать с врачом, которое вы не получите от ребенка. Вспомните себя в юности: хотели бы вы отправиться к «специалисту»?

Лечение компьютерной зависимости у детей и подростков

Правильное лечение компьютерной зависимости у детей и подростков начинается с поиска истинных мотивов, которые заставляют их отдавать приоритет виртуальной реальности.

Чтобы избавить ребенка от компьютерной зависимости, нужно изменить его образ жизни: сформировать новые привычки, избавиться от старых и надлежащим образом провести профилактические мероприятия, чтобы ситуация не повторилась в будущем.

Устраняются причины и вводится модерация на использование компьютера и других гаджетов. Формируется новая культура использования современных устройств.

Занимаясь компьютерной зависимостью подростков, мы работаем с родителями, которые сами выбирают способ трансформации ребенка. Мы не поддерживаем медикаментозное лечение.

Жизнь за игру: как избавить ребенка от компьютерной зависимости

Дести с зависимостью от компьютерных игр в России часто появляются во вполне благополучных семьях Убить маму или папу, запретивших играть за компьютером из-за двойки, полученной в школе? Это не казуистический сюжет из американского ужастика, а случай, произошедший совсем недавно в Челябинской области. К сожалению, не единичный в нашей стране.

Секирой по монстру, топором — по матери

Трагедия, разыгравшаяся в поселке Тургояк Челябинской области 4 октября, в очередной раз заставила задуматься, каким же образом виртуальная реальность ломает психику детей и подростков, толкая на непоправимые, страшные поступки. Напомним, девятиклассник из вполне благополучной и даже состоятельной семьи зарезал свою мать и поранил отца за то, что они попытались ограничить его увлечение компьютерными играми и заставить лучше учиться. До восьмого класса парень был круглым отличником, но в девятом съехал на тройки. Это и стало предметом для конфликта с родителями. После домашней резни школьник собирался покончить с собой, но был задержан полицией. В последние несколько лет наши СМИ неоднократно сообщали о происшествиях, камнем преткновения в которых становился компьютер. Так, в 2010 году в Туапсе (Краснодарский край) 14-летний подросток сначала убил кувалдой спящего отца, а затем разбудил мать и потребовал вернуть отобранную клавиатуру. После этого отправился доигрывать в любимый квест Gothic на компьютере. Спустя год еще один девятиклассник, но в Волгоградской области, убил мать за то, что та отказывалась немедленно оплатить ремонт вышедшего из строя компьютера. Ссылаясь на отсутствие денег, мама предложила сыну немного отдохнуть от игры, а заодно и подтянуть учебу, что вывело ребенка из себя. Несколько дней он уговаривал маму вернуть ему возможность играть в любимую «Золотую секиру», говорил, что не может без нее жить, но мама была непреклонна. Тогда, выбрав подходящий момент, парень взял топор и зарубил спящую мать.

Удовольствия много не бывает

Все это происходит во вполне благополучных семьях, а убийцы — не всегда двоечники с врожденным когнитивным расстройством. Психологи, с которыми мы обсудили это печальное явление, говорят, что на крайне отчаянный шаг подростков толкает иллюзия, будто, отлучая их от компьютера, родители лишают их жизнь всякого смысла. Под смыслом же подразумевается удовольствие, компенсирующее негативные эмоции. Сам по себе труд и радость от полученного результата этого труда еще не может быть стимулом для незрелой психики. Наградой за него должно быть какое-то удовольствие, причем не обязательно легкодоступное — а его, как известно, много не бывает. Если компьютерная игра — это единственно доступный для подростка источник удовольствия, то потеря доступа к нему сравнима чуть ли не с угрозой для самой жизни. Уход в зависимость — будь то алкоголь, наркотики или игромания — это результат утраты связей, дающих чувство защищенности, радость общения, доверие, общность интересов. А также нехватка навыков, позволяющих получать радость другими способами: в общении, путешествиях, творчестве, экстремальных видах спорта. Если до начала компьютерной эры молодежь манили дельтапланеризм, верховая езда, дайвинг, мотоспорт и много других увлекательных занятий, то теперь, в сравнении с цифровыми технологиями развлечений, доступными всем желающим не выходя из дома, это архаизм, еще и требующий затрат.

Читайте также:  Как избавиться от страха темноты: полезные советы

Уличные приключения сменились виртуальными

Психологи считают, что неблагополучную уличную среду — с асоциальным поведением, ранним употреблением алкоголя и наркотиков — современным детям и подросткам отчасти заменил виртуальный игровой мир. Это создает иллюзию прежде всего для родителей таких детей: ребенок дома, весь день сидит за компьютером, значит, волноваться не о чем. «В этом — сложность для родителей распознать тревожный сигнал, — комментирует в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей Ольга Румянцева, психолог и специалист благотворительного фонда «Культура детства». — Когда ребенок приходит домой пьяным, этого нельзя не заметить. Заинтересованный в судьбе ребенка родитель забьет тревогу. А тут никаких раздражителей для взрослых — сидит и сидит…». Последствия ухода в виртуальный мир сказываются в виде отставания в учебе, утрате социальных связей, которые в подростковом возрасте и так претерпевают высокое напряжение: меняются интересы, растет круг новых знакомых. Подросток сталкивается с первыми трудностями и неудачами, с отсутствием понимания друзей и близких, школьных учителей, вступает в первые конфликты, пытаясь отстоять свою правоту. Но ему не хватает еще навыков поведения, знаний, иногда — поддержки. В такие моменты так хочется плюнуть на все это и спрятаться «в домике» — в своем микромире с привычными удовольствиям, доступными с детства, например с любимой компьютерной игрой. Возможно, впрочем, это уже не та игра, в которую он играл в семь или десять лет. В ней уже не червячков ловят или города строят, в ней гремят танковые сражения, или всё еще круче — игроки «мочат» друг друга из гранатометов и лазерных пушек в мрачных лабиринтах мертвых городов… Зато игра дает шанс победить и десять жизней в придачу. За поражением всегда приходит победа. А еще здесь круглые сутки ждут его включения далекие сетевые «друзья», у которых тоже нет друзей в школе и во дворе, потому что без компьютера и сетевой стрелялки с ними просто нечего делать… В общем, в отличие от жизни реальной, здесь всегда все ясно, предсказуемо и рано или поздно все закончится хорошо, несмотря на энное количество «замоченных» партнеров по игре и собственных смертей.

Когда жизнь — это игра. Или шоколадка…

Склонность к убийству или суициду не связана с определенной формой зависимости или с сюжетом игры, в которую «рубится» игроман. «Известен случай, когда бабушка, зависимая от шоколада, убила двоих своих внуков за то, что они отыскивали ее заначки и делали невозможным своевременное получение порции вожделенного шоколада», — рассказала Румянцева. Зависимость имеет, в том числе, химическую основу, которая часто перевешивает самое крепкое воспитание. Игра или другой объект зависимости стимулирует выработку медиаторов удовольствия в мозгу, которые без этого занятия не вырабатываются. «Ребенок не в состоянии контролировать этот процесс или хотя бы осознавать его», — пояснила психолог. Игра, алкоголь, наркотик входят в гомеостаз, придавая собственному внутреннему миру мнимую устойчивость, которую он немедленно начинает терять в случае устранения этого фактора. Его замещение должно проводиться постепенно, исподволь, не вместо, а параллельно с ним, считают психологи. Мировосприятие зависимого человека становится другим — иллюзорным, в котором игра, шоколад, алкоголь или наркотик становятся основой жизни. Убить человека, пошатнувшего эту основу, кажется нормальным, отметила психолог, специалист благотворительного фонда «Культура детства» Татьяна Шульц. Даже в благополучной, но эмоционально бедной семье, где родители редко становились для ребенка источником положительных эмоций, любви и поддержки, может вырасти человек, склонный к зависимым формам поведения. Зависимость возникает тогда, когда человек в процессе взросления получает какую-то потребность, которую он не может удовлетворить. Это может быть результат психотравмы или неразрешенный кризис, расстройство адаптации в новой среде или в новом качестве. Тогда все нереализованные потребности сублимируются в занятии, дающим утешение — будь то игра, употребление алкоголя или наркотиков. Уход в виртуальный мир становится спасением от вызовов жестокой реальности. Но личность при этом разрушается: все социальные потребности человека сводятся к одной — к потребности в игре или иной мании, и человек полностью выключается из социума. Если из-под этой единственной, всеобъемлющей потребности удается «откопать» какую-то здоровую мотивирующую потребность, это дает шанс на выздоровление, считает Татьяна Шульц: «Шанс вырваться из зависимости, как правило, лежит на самом дне, когда зависимость приводит к тяжелым последствиям».

Книга может заменить игру

К сожалению, работать с одним лишь девиантным ребенком смысла нет: его отклонения — результат замены позитивных, здоровых связей с внешним миром на деструктивные, вредные и опасные, но безальтернативные в его понимании. Поэтому работать психологам приходится с целой средой такого ребенка — родителями, друзьями, учителями. В конечном счете, речь идет о смене среды и интересов. Одним из ресурсов, как ни странно, может оказаться книга. Почему странно? Потому, что большинство игроманов отличает равнодушие к литературе. Для них не книга, но игра — учебник жизни. Если еще лет 20 назад, заспорив с кем-то, мы ссылались на произведения известных авторов, то нынешний игроман апеллирует к «похожим ситуациям в игре». Мем «учился ездить в GTA» для него не шутка. По наблюдениям Ольги Румянцевой, трудные дети, которые все-таки читают книги и черпают свои представления о жизни не только из личного опыта, обычно не доходят до «точки невозврата», их жизнь еще может сложиться благополучно. «Таких детей интересует не классика, а истории про таких же, как они сами, из которых можно что-то почерпнуть для собственной пользы, — рассказывает психолог. — Не всем детям родители читали книжки, сейчас это скорее редкость. И в семьях, в основном, к чтению относятся как к атрибуту приличной, образованной семьи, нежели как к источнику радости и удовольствия. Детям с детства вбивается в сознание установка, что они ДОЛЖНЫ читать». По наблюдениям психолога, интерес к классической литературе у детей отбивают ошибки преподавания. Детям не интересно, «что хотел сказать автор такой-то фразой». Им интересно высказать свое собственное мнение о героях, пофантазировать, как бы они поступили на их месте, или как автор, родившись в простой небогатой семье, стал известным на весь мир писателем или поэтом. «А вот в школе для трудновоспитуемых, когда мы привезли им книжки с историями про таких же, как они, ребят, попавших в уголовные истории, нам сказали, что это не интересно — они и так это все видели, знают на собственном опыте. Им бы что-нибудь про любовь, — улыбается Ольга. — А ребятам в колонии интересно читать о приключениях».

Удариться о дно, чтобы подняться наверх?

Может ли игроман «перерасти» свою зависимость от компьютерной игры с вступлением во взрослую жизнь — поступлением в институт, приходом любви, получением интересной, ответственной работы? Может, но как только он столкнется с первыми, на его взгляд, непреодолимыми трудностями, произойдет возврат к привычному и легкодоступному способу самоутешения. «Любой стресс может вызвать возврат к зависимости, — отмечает Татьяна Шульц. — В ситуации стресса это будет как возвращение в родной дом. Игра чем опасна — ее не надо искать, доставать, ты просто пришел домой, уткнулся в свой компьютер и все, «чик-трак, я в домике». Даже платить не надо, как за алкоголь или наркотик. В отличие от них, эта зависимость социально одобряемая. Человек, сидящий за компьютером в игре, просто выключен из реальной жизни. Он не шатается пьяным, не изменяет жене, он все время дома». До тех пор пока человек не начинает сам тяготиться своей зависимостью, бороться с ней бесполезно. Это все равно что предложить человеку отказаться от своего счастья. Но рано или поздно игроман начинает морально страдать, даже ненадолго выключаясь из сетевой игры, он начинает тревожиться: что там происходит без него? Побоку учеба, сон, прогулки. Проблемой становится любой отрыв от компьютера. Требуются деньги для усиления своего статуса в игре. А как их заработать, не выходя из игры? Нарастает психоз, когнитивный диссонанс. Игра, еще недавно бывшая источником удовольствия, превращается в источник тревоги. Но и бросить ее никак нельзя — без игры ведь как без «домика»… «Вот на этой стадии и происходят подобные убийства, — заключает Румянцева. — Потому что игроману становится реально плохо. Игра нужна уже не для кайфа, а для поддержания нормального, сносного психологического состояния. Запрещать и стыдить ребенка в этой стадии — значит, лишь усиливать его страдания еще больше, становиться для него источником страдания». «В 90% случаев аргументы родителей лишь загоняют ребенка вглубь его зависимости», — считает Татьяна Шульц. Первым шагом в борьбе с манией становится признание своего бессилия перед ней. С него начинается 12-шаговая программа духовного роста. Она широко практикуется на западе в форме групп анонимных алкоголиков (наркоманов, игроманов). Такие группы есть и в России, они создаются как на общественных началах, так и при медицинских и наркологических центрах. Суть в том, что зависимые люди объединяют свои усилия на пути к общей цели — избавиться от вредной зависимости. Для ребенка или подростка группой поддержки должны стать его родители (однако без помощи специалистов они скорее всего не смогут ничего сделать).

Бедные, но позитивные: какой пример заразителен

Главная задача родителей зависимого ребенка, да и любого ребенка вообще, — научить его чувствовать свои истинные потребности, нереализованность которых компенсируется уходом в игру. Но часто родители находятся в созависимых отношениях с ребенком — то есть в тех отношениях, которые лишь вгоняют ребенка в эту зависимость, считает Румянцева: «Они все время задаются вопросом: что еще я могу сделать, чтобы отучить ребенка от компьютера? Вместо того чтобы задаться вопросом про свои собственные потребности: «А чего бы мне самому хотелось в отношениях с ним? А от чего я сам получаю удовольствие?» И вот они берут этого ребенка и нехотя, лишь бы оторвать его от компьютера, идут с ним в парк, на аттракционы. Ни ему, ни им самим этого не надо! И как можно переключить ребенка на занятие, которое не интересно им самим? Другое дело, когда родители сами чем-то искренне интересуются, например велосипедными прогулками, — тогда у них есть шанс вовлечь в это занятие и своих детей». Ребенку нужны не хорошие, а счастливые родители, только тогда их жизнь может стать примером для ребенка, считает Шульц: «Важно не то, что имеют или чего добились родители, порядок в доме или всё вверх дном. Важно, как они себя при этом ощущают: легкость, радость, свобода, уверенность, оптимизм, близость в семье могут быть стимулом, чтобы жить, как они». Ребенку неважно, сколько зарабатывают его родители, какой марки у них автомобиль, есть ли золотые сережки у мамы, полная семья или нет. Для него, по мнению психологов, важно, счастливы ли они, или, по крайней мере, довольны ли своей жизнью. Иначе кто сможет научить его, как стать счастливым? Ребенок должен чувствовать, что за решением проблем можно обратиться к родителям, а не убежать от них в игру. Но какой смысл подходить со своими вопросами к замученной на двух работах унылой маме или к злому на весь мир папе, который и сам-то не вылазит из своего ноутбука до глубокой ночи?

Исповедь игромана

Максиму 17 лет. Он заканчивает обычную московскую школу и является типичным представителем компьютерозависимой молодежи. В день может потратить на игру до 10 часов, но не менее пяти. Он не собирается убивать родителей, а они, в свою очередь, не запрещают ему играть, потому что, мол, это бессмысленно: все равно за этим не уследить, находясь весь день на работе. Но однажды в разговоре с мамой он признался, что если не будет играть, то не сможет справиться с депрессией, в которую его вгоняет «школьный дебилизм» и необходимость готовиться к ЕГЭ. После беседы с психологами мы задали несколько вопросов и ему. — Максим, почему ты так много времени проводишь за игрой? Что так притягивает тебя к этому занятию? — Игры освобождают мозг от различной тяжелой информации, позволяют отвлечься от одних вещей, например от учебы, обязанностей по дому, и переключиться на другие, более приятные и интересные задачи. Они в какой-то степени тоже тренируют мозг, когда многое зависит от сложности и отведенного на решение времени. Почти всегда приходится принимать решение быстро: обстоятельства в игре меняются мгновенно. Это адреналин и чувство удовлетворения от успешного решения задачи. Сетевые игры хороши своей нелинейностью. Я никогда заранее наверняка не знаю, как тот или иной игрок будет себя вести. Все игроки разные, и всегда интересно, как будет действовать твой союзник или враг, и эта интрига меня привлекает. — В какие игры ты играешь и почему? — В Team Fortress-2 — это сетевая игра, играю ради расслабления, PayDay-2 — это кооперативная игра, играю только с друзьями, регулярно, но не часто. Brutal DooM — самый натуральный шутер с редкими элементами загадок, играю нечасто. Она позволяет вывести весь гнев из себя, выместить злость на виртуального врага-монстра. Там много крови, расчлененки в грубом виде, взрывов и качественной металлической музыки. В последнее время играю реже, так как поводов для гнева нет. Положительные эмоции дает трилогия Mass Effect — просто шедевральная игра! Красивая, с очень интересным сюжетом, развитие которого зависит от самого игрока. Аналогично — Fallout-3, серия GTA, начиная с третьей части и заканчивая пятой, — это открытый мир, возможность делать всякую фигню, которую не сделаешь в жизни, чтобы просто посмеяться. Эти игры очень красивые, доставляют большое эстетическое удовольствие. — Что тебя интересует кроме игр? — Меня интересует тема бизнеса и предпринимательства, движение цен на определенные товары. Еще оружие, космос, астрономия и наука в целом, программирование. Люблю читать статьи «Науки и техники» по подписке ВКонтакте. — А художественную литературу читаешь? — Нет, считаю это пустой тратой времени, не нахожу в ней ничего для себя нужного… — Что доставляет тебе удовольствие? — Еда, сон, общение с друзьями. Люблю ходить в тренажерный зал. Люблю состояние после хорошей тренировки. Музыку люблю (рок, металл). Иногда — наводить в своей комнате порядок: такой, как я хочу, что-то модернизировать в ней, в компьютере. — К курению, алкоголю, наркотикам как относишься? — Резко отрицательно. Никогда ничего этого не пробовал и не собираюсь. — Что ты чувствуешь, когда тебе запрещают играть за компьютером? — В разное время по-разному. В целом, я чувствую негодование. Такой запрет не позволяет мне просто спокойно от всего отдохнуть. Но зато открывает возможности заняться чем-то другим, порешать какие-то накопившиеся проблемы, отложенные дела. Нет, не уроки поделать. Это я буду откладывать до последнего…

Как избавить ребенка от компьютерной зависимости

Содержание статьи:

Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера – 5 родительских хитростей.

Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено 15 минутами (без перерыва). «Время монитора» (как и ТВ) – только в строго дозированных «порциях». С заменой реального мира на виртуальный, происходит и замена ценностей: отмирает необходимость в живом общении, в получении удовольствия от жизни естественным путем. Теряется способность размышлять, портится здоровье, портится характер. Что делать, и как отвлечь своего дошкольника от монитора?

  • Убрать компьютер и доставать только в строго определенное мамой время. Поставить ограничения на доступ к «взрослым» сайтам, а игры контролировать на предмет их пользы для ребенка.
  • Общайтесь с ребенком. Никакой компьютер не заменит общения с мамой и папой. Несмотря на работу, занятость, проблемы и недоваренный борщ – будьте рядом с ребенком. Конечно, это здорово, когда можно отдохнуть и заняться собой, вручив ребенку ноутбук – «на, только не мешай», но со временем у ребенка просто отпадет необходимость в родителях, потому что виртуальный мир затянет его всей своей глубиной и «яркостью» впечатлений.
  • Играйте вместе с ребенком.Конечно, в строго отведенное время, но вместе. Заранее подыщите игру, которая будет полезна для развития чада, и проведите время с пользой.
  • Спрячьте компьютер на пару дней и займите это время пикниками на природе с поисками заранее спрятанного «клада», интересными развлечениями в городе и домашними вечерами с «лего», просмотром добрых фильмов, созданием бумажных змеев и пр. Покажите ребенку, что мир без компьютера гораздо интереснее.
  • Отведите малыша в «кружок». Выбирайте такой кружок, в который малыш будет бежать каждый день, забыв не только о ПК, но и о вас. Ежедневное общение со сверстниками и преподавателем, новые знания и положительные эмоции постепенно вытеснят компьютер из жизни малыша.
Читайте также:  Как избавиться от привычки хрустеть пальцами

Не говорите малышу – «эта игра – плохая, закрой ноутбук!». Говорите – «зайка, давай я тебе покажу более интересную игру». Или «малыш, а не слепить ли нам зайца к папиному приходу?».Будьте хитрее. Запрет всегда вызовет протест. Оттаскивать ребенка от компьютера за уши не нужно – просто замените компьютер собой.

Как оттащить ребенка младшего школьника от компьютера – проявляем чудеса изобретательности и инициативы

Для «лечения» зависимости младшего школьника советы останутся те же.Правда, учитывая более старший возраст, можно немного дополнить их несколькими рекомендациями:

  • Заведите несколько ежедневных традиций. Например, во время приема пищи – никаких ТВ и телефонов-компьютеров за столом.Семейный ужин обязательно готовьте вместе – с сервировкой, интересными блюдами и созданием приятной атмосферы. Пусть ребенок принимает в этом участие. Достаточно его увлечь, а там – считайте, что на 2-3 вечерних часа ребенок вами у интернета отвоеван. После ужина – прогулка. Можно собирать листья на гербарий, лепить снеговиков, играть в футбол, кататься на роликах, ездить на велосипедах или рисовать пейзажи с натуры. Главное, вызвать положительные эмоции у ребенка. Положительный «адреналин» — сродни наркотику.
  • Покажите ребенку «на пальцах», сколько времени он теряет зря. Распишите на бумаге, нарисуйте схему – «вот сколько ты просидел за ноутбуком за этот год, а мог бы уже научиться играть на гитаре (стать чемпионом в каком-нибудь виде спорта, вырастить сад и пр.). подтвердите свою готовность помочь в этом ребенку своими действиями – запишите его в спортивную секцию, купите гитару, подарите фотоаппарат и учитесь вместе искусству фотографии, откопайте на антресолях выжигатель по дереву и пр.
  • Как можно чаще увозите ребенка из города.Поищите интересные и безопасные способы отдыха – катамараны, горные тропинки, прогулки на лошадях, путешествия, велосипедные прогулки из города в город с ночевками в палатках, и пр. Покажите чаду реальность «оффлайн» — захватывающую, интересную, с массой впечатлений и воспоминаний.
  • У каждого ребенка есть мечта. «Мам, я хочу быть художником!». «Валяй», отвечай мама и покупает сыну фломастеры. А ведь можно дать ребенку реальный шанс – попробовать свои силы в этом деле. Устроить чадо в художественную школу или нанять преподавателя, вложиться в краски, кисти и мольберты, добиться регулярности занятий. Да, вы потратите немало времени, но ребенок будет сидеть над холстом вместе компьютера, а уж о пользе сего мероприятия и говорить не приходится. Если через год ребенок устанет от этих художеств – ищите новую мечту, и снова в бой!
  • Радикальный метод: отключите в доме интернет. Оставьте себе модем, но включайте его только в моменты, когда ребенок занят своими делами. А интернет – под запрет. Вместо него – все, перечисленное выше.

И помните, что личный пример всегда и во всем эффективнее воспитательной беседы, крика и радикальных методов. Как бы вам не хотелось «посидеть в вк», «лайкнуть» новые фото подружки или скачать новенькую мелодраму, оставьте для себя компьютерные «сеансы» на поздний вечер, когда ребенок уже спит. Своим примером доказывайте, что жизнь прекрасна и без онлайна.

Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей

Бороться с компьютерной зависимостью у чада-подростка сложнее всего:

  • Во-первых, интернет уже не отключишь и ноутбук не спрячешь.
  • Во-вторых,учеба сегодня предполагает и задания на ПК.
  • В-третьих, отвлечь ребенка в подростковом возрасте конструктором и игрой в снежки невозможно. Как быть?

  • Интернет не запрещайте, компьютер на шкаф не прячьте – позвольте ребенку быть взрослым. Но контролируйте процесс. Блокируйте все неблагонадежные сайты, установите фильтры для вирусов и для доступа на те ресурсы, где подростку делать нечего в силу еще пока неустойчивой психики и подверженности влиянию извне. Проследите, чтобы время на ПК использовалось с пользой – изучение новых программ, освоение фотошопа, рисование, создание музыки и пр. Отдайте ребенка на курсы, чтобы дома ему хотелось практиковаться в навыках, а не просиживать часы в соцсетях.
  • Спорт, секции и пр. Удовольствие, которое ребенок получает от спорта, танцев и других подвижных занятий, не сравнится с радостью от очередного «лайка» или «партии» в стрелялки. Любит пострелять в интернете? Отведите его в соответствующую секцию – пусть стреляет в тире или на пейнтболе. Хочет в бокс? Отдайте его в бокс. Дочь мечтает о танцах? Купите ей костюм и отправьте туда, куда ей хочется. Ребенок стесняется общения в реальной жизни? В виртуале он – смелый супер-герой? Отведите его на тренинг, где помогут воспитать в себе уверенного сильного человека.
  • Станьте вашему ребенку другом. В этом возрасте приказной тон и ремень – не помощники. Сейчас ребенку нужен друг. Слушайте свое чадо и участвуйте в его жизни. Интересуйтесь его желаниями и проблемами – именно в них вы найдете все ответы на вопрос «как отвлечь…».
  • Дарите ребенку абонементы в спортзал или на фитнесс , билеты на концерт или путевки в молодежные лагеря отдыха. Постоянно ищите способы – занять подростка реальным интересным делом, которое будет и полезным, и эмоционально насыщенным. Исходите из того – чего не хватает вашему ребенку, от чего конкретно он бежит в интернет. Вполне возможно, что ему просто скучно. Это самый легкий вариант (найти альтернативу будет несложно). Гораздо сложнее, если уход от скуки в «виртуал» перерос в серьезную зависимость. Здесь придется немало потрудиться, потому что момент уже упущен.
  • Самореализация. Сейчас самое время – глубоко и полностью погрузиться в ту сферу интересов, которая уже наверняка засела в голове ребенка. До взрослой жизни – совсем чуть-чуть. Если ребенок уже нашел себя, но не имеет возможности развиваться в выбранном направлении – дайте ему эту возможность. Поддержите морально и материально.

А как Вы справляетесь с компьютерной зависимостью у ребенка? Поделитесь своим опытом с нами!

Реально ли вылечить подростка от компьютерной зависимости

16-летним Алексеем Марьиным , почти отличником и спортсменом, родители гордились. И за хорошую учебу как раз и решили подарить сыну компьютер. Леша от подарка был в восторге!

– Мам, так здорово: и книг никаких не надо – в Интернете можно найти все! – Глаза юноши светились счастьем.

Но в какой-то момент прежде жизнерадостный Лешка стал раздражительным, замкнутым, все больше молчал. Все реже встречался с друзьями.

Его нервозность родители списывали на трудности подросткового возраста. Но прошел год, а Лешка становился все мрачнее. Сильно похудел, забывая поесть за игрой. У парня начали болеть спина и правая рука, которая постоянно сжимала компьютерную мышку. От сидения за монитором воспалились глаза.

– Я почти не спал: в голове постоянно крутились образы виртуальных героев, – вспоминает Леша. – Если не получалось одолеть их в игре и перейти на новый уровень, то спать вообще не ложился. Страшно злился, если меня отвлекали от игры.

В школе Леша незаметно скатился на тройки, забросил тренировки – учителя недоумевали.

– Ты больше не подойдешь к компьютеру! – объявил папа.

Но контролировать Лешу было не так-то просто. Без игры парень не мог продержаться и пару часов.

Отчаявшись справиться своими силами, родители повели сына к психотерапевтам.

Врачи, надо сказать, не удивились. Таких пациентов за последнее время медики видят все чаще.

Почти три месяца школьник ходил на занятия с психологами. Врачи использовали методику внушения, помогли мальчику восстановить нормальную систему ценностей. Медики говорят, что гипноз и сильнодействующие таблетки они не применяли – просто разговаривали с парнем, объясняли ему разницу между реальной и виртуальной жизнью. Да и не было в том же гипнозе необходимости: все-таки дети более внушаемые, а вот со взрослым пациентом пришлось бы куда тяжелее.

Компьютер дома родители Леши оставили, но включает он его теперь реже. Наученные горьким опытом, мама с папой уделяют сыну больше внимания: устраивают семейные вылазки, вместе занимаются спортом.

– Обычно виртуальные игры затягивают тех, кто испытывает трудности в общении, поиске собеседников, – объясняет врач-психотерапевт Республиканской психиатрической больницы Оксана БРЮХАНОВА . – При этом реальный мир начинает казаться чужим и полным опасности.

В группе риска компьютерной зависимости – не только мальчишки 10 – 18 лет, но и взрослые люди. Они обычно понимают, что попали в беду. И даже пытаются бороться с этой зависимостью самостоятельно, но без помощи врача сделать это очень трудно.

Сорваться можно от переутомления

– Как любая зависимость, компьютерная не лечится до конца, могут быть рецидивы, – говорит психотерапевт Оксана БРЮХАНОВА. – Поэтому мы продолжаем наблюдать за Лешей каждые два месяца. В остальное время он под неусыпным контролем родителей. Сейчас парень проводит за компьютером максимум 20 минут в день: он тратит их только на учебу, подготовку рефератов. Хотя мальчик прекрасно помнит о своей болезни и о том, что ему пришлось перенести, оставлять его один на один с компьютером все равно нельзя. Сорваться можно от переутомления, недосыпания, стрессов, например, проблем в школе. Но Леша все-таки еще ребенок. Когда он станет взрослым и психика сформируется окончательно, возможно, компьютерная зависимость полностью исчезнет и контроль врачей ему больше не понадобится.

КСТАТИ

Затягивают именно ролевые игры!

Как известно, компьютерные игры делятся на ролевые и неролевые. К неролевым играм относятся: головоломки, аркады, игры на быстроту реакции (но, как правило, без сюжета), азартные игры (компьютерные варианты карточных игр, рулетки и игровых автоматов). Они не опасны.

Из ролевых игр больше всего засасывают те, в которых геймер видит мир глазами компьютерного героя. Через какое-то время игрок начинает терять связь с реальной жизнью, он практически переносит себя в виртуальный мир. Пройти игру для него становится чуть ли не смыслом жизни.

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Дети подсаживаются на ощущение счастья.

Игорь СПРЕЙС, старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии Иркутского института усовершенствования врачей:

– Причина компьютерной зависимости – в том, что игрок получает только положительные эмоции, адреналин, а вместе с ними – мощный выброс в мозг гормона удовольствия. На ощущение счастья легко подсесть. Похожий процесс идет в мозгу наркомана. Не ест и не пьет человек потому, что гормон удовольствия сильно снижает потребности в этом. Даже обычный здоровый компьютерщик может просидеть трое суток перед компом на одном кофе.

Но только таблетками и внушением такое не лечится. Есть еще китайский метод. Зависимого помещают в клинику, где нет компьютеров. И мощно нагружают физически. Тогда человек получает те же гормоны удовольствия (эндорфины), что и в случае игр. И только потом психолог подбирает зависимому адекватную замену играм. Спорт, хобби, например. Нужно помочь решить проблему общения со сверстниками.

В Китае же придумали «автоматический» способ борьбы с зависимостью от игр. Через два часа «стрелялок» или «стратегий» сервер сам вырубает компьютер. Причем сразу его не включишь.

Женская половина населения имеет меньший риск подхватить компьютерную зависимость, ведь именно мужчины получают истинное удовольствие от азарта, победы и рекордов.

Эта зависимость опаснее казино!

Анатолий ГЕРМАН, семейный психолог, консультант центра «Здоровая семья»:

– Компьютерная зависимость является частью лудомании (научное название игровой зависимости). И, на мой взгляд, она в какой-то мере даже опаснее казино. Ведь сейчас игры на компе доступны практически всем.

Любая игромания с огромным трудом поддается лечению, потому что по сути является сочетанием наркомании и навязчивости. ВОЗ внесла ее в разряд опасных психических расстройств. А компьютерная зависимость страшна еще и просто для физического здоровья. Например, совсем недавно в одном из российских городов от обширного кровоизлияния в мозг погиб 12-летний мальчик, который без отрыва играл дольше суток.

Я считаю, что специализированные клиники по лечению от компьютерной зависимости нужны. Ведь психотерапевт общего профиля вряд ли будет вживаться в этот мир, чтобы говорить с пациентом на одном языке.

ЛИКБЕЗ «КП»

Пора бить тревогу, если.

хорошее настроение у игрока только за компьютером. Если его отвлекают, он раздражается, становится агрессивным;

геймер становится замкнутым, начинает врать (популярное вранье – «готовлюсь к контрольной»);

сухость в глазах от постоянного нахождения перед монитором с мелькающим экраном и излучением, боли в спине;

игрок худеет, вовремя не ест, ему снятся кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния;

проводит за компьютером целые дни. Не может сказать себе: я через час отойду от компьютера и займусь чем-нибудь другим;

разговаривает компьютерными терминами.

ТЕСТ

Не грозит ли вам игровая зависимость?

На каждый вопрос отвечать нужно «да» или «нет»

1. Выходите ли вы из себя даже по незначительному поводу?

2. Боитесь ли вы разозлить человека, который заведомо сильнее вас физически?

3. Начинаете ли скандалить, чтобы на вас обратили внимание?

4. Любите ли ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни?

5. Увлекаетесь ли лекарствами, когда заболеете?

6. Вы пойдете на все, дабы получить то, что очень хочется?

7. Любите ли вы больших собак?

8. Нравится ли вам сидеть на солнце часами?

9. Вы уверены, что когда-нибудь обязательно станете знаменитым?

10. Умеете ли вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать?

11. Вы привыкли много есть, даже если не очень хочется?

12. Вы обожаете узнавать заранее, что вам подарят или же чем кончится непрочитанная книга?

За положительные ответы на 2-й и 10-й вопросы – по 1 баллу.

На все остальные вопросы – по 1 баллу за каждый отрицательный ответ.

От 8 баллов и выше. Наверняка у вас полно недостатков, но нездоровый азарт – не из их числа. Вы – сама рассудительность. Вы вряд ли променяете реальные радости (да и проблемы) на виртуальные.

От 7 до 4 баллов. В увлечениях вам удается придерживаться золотой середины. Вы не азартны, а скорее любознательны. Можете сыграть в новую игру, но из чистого интереса – оценить графику, какие-то прибамбасы. Но вы здравомыслящий человек и вряд ли втянетесь.

Меньше 4 баллов. Вы азартны и безрассудны. Это врожденные качества, и лучше не испытывать судьбу. Лучше и не начинать играть, чтобы потом не было мучительно больно.

ТЕСТ “КП”

Еще больше материалов по теме: «Здоровье: Компьютерная зависимость»

Компьютерная зависимость у детей: как вырвать ребёнка из паутины Интернета, соцсетей и игр

Пока мировое сообщество психологов и психотерапевтов спорит о том, чем является компьютерная зависимость у детей — психическим расстройством или социальной проблемой, в Финляндии юношей с таким диагнозом не берут в армию.

Дискутировать на эту тему можно бесконечно, но факт остаётся фактом: бесконтрольное увлечение играми и соцсетями отрицательно сказывается на детском психическом и физическом состоянии. А это значит, что ни родители, ни учителя, ни другие специалисты, работающие с детьми, не имеют права игнорировать данную проблему. Её необходимо решать — и как можно скорее, чтобы не довести дело до необратимых последствий.

Причины

Причины, почему у детей и подростков формируется компьютерная зависимость, — могут быть самыми разными. Но специалисты называют четыре основных, наиболее распространённых.

Семейные проблемы

Во-первых, компьютерной зависимостью страдают чаще всего те дети, чьи родители постоянно заняты и не уделяют им должного внимания по причине своего вечного цейтнота. Причём он может быть продиктован не только работой, но и какими-то сугубо личными интересами. Например, мама развелась с папой и пытается снова выйти замуж. Или оба родителя любят путешествовать, но не берут с собой ребёнка, избегая лишних хлопот и оставляя его на бабушку. Или они слишком общительны и всё свободное время уходит на друзей, совместные праздники и вечерники.

Во-вторых, такое случается, если нарушается эмоциональная близость с родителями. Последние настолько устают после работы и домашних дел, что даже не интересуются, как дела у ребёнка, чем был занят его день, какие эмоции он испытывает. Так что ему больше ничего не остаётся, как искать поддержки в играх и у виртуальных собеседников.

Отсутствие увлечений

Если жизнь с детства ничем не наполнена (нет хобби, увлечений, привязанностей), всё равно потенциальная энергия, имеющаяся в каждом, будет искать выхода. Не зря психологи советуют с начальной школы задумываться о секциях и кружках. Спорт, театральное искусство, рисование, бисероплетение, научные интересы — всё это направляет в нужное, здоровое русло. В такой ситуации компьютерные игры носят не более чем развлекательный характер, а общение в соцсетях не выходит за рамки нормы. Когда жизнь ничем не наполнена, ребёнок начинает забивать её тем, что находится в зоне видимости, — компьютерами и гаджетами.

Проблемы в общении

Одной из самых частых причин детской компьютерной зависимости является социальная дезадаптация. Если у ребёнка не складываются отношения со сверстниками и взрослыми, он заменяет потребность в коммуникации возможностью виртуального общения. Причин, почему он не уживается в реальном обществе, может быть огромное количество: внутренние комплексы, физические недостатки, сложный характер, плохое воспитание и т. д. Например, изгои и аутисты в 75% случаев страдают от компьютерной зависимости. В классе их постоянно унижают, они аутсайдеры и неудачники, а в игре — крутые герои, спасающие Вселенную.

Неудачи общего характера

Есть люди, которым патологически всегда и во всём везёт. Они оказываются в нужном месте и в нужный час. И есть совершенно противоположная группа: несмотря на все усилия, на каждом шагу терпят крах, проигрывают, переживают неудачи. Среди детей тоже есть такая тенденция. Учитель невзлюбил, кого-то другого взяли в команду по футболу или на олимпиаду, попадаются самые сложные варианты на контрольной, друзья предают и т. д. Каждый раз спотыкаясь на таких трудностях, ребёнок опускает руки, перестаёт бороться и мирится со своим клеймом неудачника в реальной жизни. Зато он компенсирует его в играх и сетевом общении. Оскорбили его — он тут же так же жестоко потроллил кого-то в Сети, написав неприятный комментарий.

Читайте также:  Как избавиться от жирных волос в домашних условиях

Помимо этих основных причин детской компьютерной зависимости, есть и другие:

  • любопытство, склонность детского возраста впитывать в себя, как в губку, всё новое и интересное;
  • желание быть как все: все играют в World of Tanks или World of Warcraft — и я буду; у всех есть аккаунты в Instagram и Facebook — и мне надо завести;
  • копирование поведения родителей, которые сами постоянно «зависают» в гаджетах и оспаривают друг у друга место за компьютером.

В группы риска попадают:

  • чьи родители постоянно заняты;
  • подростки от 12 до 15 лет;
  • мальчики: во-первых, у них вырабатывается большая зависимость от компьютерных игр, чем у девочек; во-вторых, они труднее переживают возрастной кризис.

На самом деле причины компьютерной зависимости могут быть более разнообразными. Здесь может сыграть свою роль как случайность (пришёл к другу в гости, увидел, как тот «зависает» за игрой, — и тоже увлёкся), так и психические особенности (склонность к фантазированию, аутизму, социальным фобиям).

Признаки

Самые явные признаки интернет-зависимости:

  • самый первый признак зависимости: ребёнку ничего не интересно, кроме компьютера;
  • слишком много времени проводит за играми или в соцсетях (за компьютером, планшетом, телефоном);
  • во время игры не реагирует на то, что происходит вокруг него.

Детская компьютерная зависимость особенно явно обнаруживает себя в изменении круга и характера общения:

  • ребёнок оживляется в разговоре только при обсуждении игры или соцсетей;
  • ограничивает до минимума или вовсе прекращает всякое общение;
  • не стремится к новым знакомствам;
  • общение с кем-либо диктуется лишь необходимостью (надо что-то узнать, о чём-то попросить и т. д.);
  • общение носит поверхностный характер;
  • теряет доверительные отношения с родителями, перестаёт контактировать с ними так, как раньше;
  • отвечает на вопросы формально, без подробностей — что называется, на автомате.

Какими ещё психологическими особенностями отличаются от своих сверстников дети, зависимые от компьютерных игр:

  • часто обманывают («Я играю всего полчаса», «Я уже поел», «Я уже сделал домашнее задание» и т. д.);
  • слишком бурно и неадекватно реагируют на ограничения и запреты, связанные с компьютером и гаджетами: злятся, грубят, плачут, пытаются манипулировать взрослыми;
  • теряют контроль над временем;
  • едят за компьютером, во время приёмов пищи сидят в телефонах;
  • настроение и эмоциональное состояние зависят от виртуальной реальности: рады, когда одерживают победу в игре, или зарабатывают новый лайк в соцсетях, или получают сообщение от «друга по ту сторону монитора»;
  • закрыты от окружающих, так как постоянно заняты мыслями о компьютере.

Если ребёнок проводит за компьютерной игрой или сидит в соцсетях более 2 часов в день, специалисты называют это верным признаком зависимости.

Игровая

Это детская зависимость от компьютерных игр (индивидуальных или групповых сетевых), когда за ними проводится слишком много времени. Ради них забывается обычная реальность. Уходят на второй план учёба, родители, друзья, хобби.

Сетевая

Этот вид больше распространён среди подростков. Выражается в патологической зависимости от интернет-общения в соцсетях (иногда на форумах). От неё страдают чаще всего одинокие, робкие, застенчивые, склонные к аутизму, с заниженной самооценкой. В реальной жизни им невероятно трудно знакомиться и общаться. В Сети, анонимно, это делать гораздо проще.

Сетевая компьютерная зависимость может проявляться по-разному. Есть подростки, которые активно общаются на форумах и в соцсетях от своего имени. Им просто легче это делать в виртуальной реальности, так как не надо смотреть в глаза собеседнику, который находится по ту сторону экрана. Контакт можно всегда прекратить, выйдя из Сети. А есть патологическое стремление приукрасить себя перед собеседником. Создаются аккаунты и профили под чужими именами, сочиняется «геройская», но сказочная биография. Неуверенный в себе пятиклассник может писать взрослым девушкам от имени 25-летнего красавчика-бодибилдера, покорителя женских сердец. Или 15-летняя девочка-подросток с массой комплексов представляться известной топ-моделью.

Последний вариант сетевой компьютерной зависимости гораздо опаснее, так как граничит с психопатологическим расстройством поведения и нередко заканчивается раздвоением личности.

Серфинг

Так называется бесконечное бесцельное брожение с сайта на сайт, подобно тому, как серфингист преодолевает волну за волной, получая от этого фантастический кайф. Если раньше данным видом зависимости страдали преимущественно взрослые, сейчас психотерапевты и психологи бьют тревогу: всё большее количество детей становятся заложниками новостных лент в соцсетях. Утром (ещё толком не успели проснуться), на переменах, во время выполнения домашнего задания, вечером вместо прогулки, даже общаясь с кем-то (имеется в виду обычная реальность), они снова и снова прокручивают ленту, выискивая новые фотографии и истории, бездумно их лайкают, даже не всматриваясь толком и уж тем более не вчитываясь.

Этот вид зависимости — один из самых коварных, так как усыпляет бдительность родителей. Они видят, что ребёнок не сидит целыми днями в играх, не общается в чатах с подозрительными личностями. Ну, просматривает он эту ленту, а вдруг просто ищет что-то нужное по учёбе? Драгоценное время, когда можно начать лечение, уходит, а потом становится слишком поздно.

Лечение

Чтобы избавить ребёнка от компьютерной зависимости, его необходимо записать на приём к психотерапевту. Лечение проводится в несколько этапов.

Сначала — диагностика. Некоторые мнительные родители болезненно подозрительны и иногда обвиняют своего ребёнка в компьютерной зависимости совершенно беспочвенно. Поэтому в первую очередь психотерапевт беседует со всеми участниками этого процесса, а затем проводит один из многочисленных тестов, по результатам которого делает вывод, нужно назначать лечение или нет.

На первом этапе специалист пытается выяснить причины выработки компьютерной зависимости. На втором — реализует коррекционную программу для устранения факторов, которые стали провокаторами развития данной патологии. На третьем — помогает в усвоении и закреплении новых паттернов поведения, которые должны стать удачной заменой старым, неправильным. На четвёртом — убеждается, что психотерапия была успешной.

Параллельно проводится работа с родителями, которым даются подробные рекомендации, как поддержать профессиональное лечение компьютерной зависимости в домашних условиях. Без их помощи терапия может оказаться неэффективной.

Методы лечения детской компьютерной зависимости:

Если ситуация достаточно запущенная и зависимость детей от компьютера уже начала сказываться на психическом состоянии и физическом здоровье, психотерапевт может назначить медикаментозные препараты успокаивающего характера. Они подбираются в соответствии с возрастом. Задача — снизить уровень тревожности, нормализовать сон, снять раздражительность, привести в порядок психо-эмоциональное состояние.

Советы психолога

Чтобы вытащить ребёнка из компьютера, родителям рекомендуется:

  • записаться на приём к психотерапевту;
  • выяснить основную причину зависимости и направить все силы на её устранение;
  • не ругать и не наказывать за время, проведённое за компьютером, — вообще не акцентировать внимание на данном вопросе;
  • поинтересоваться, какие именно игры и соцсети оказались в приоритете, — это позволит понять уровень опасности;
  • начать более тесное и частое общение, чтобы наладить контакт, причём поначалу следует разговаривать преимущественно о компьютерных интересах ребёнка, но постепенно уводить его от них;
  • ограничивать время, проведённое за компьютером или гаджетом, постепенно, но не резко (например, уменьшая его каждый день на 10 минут);
  • постоянно предлагать альтернативы, отвлечь от виртуальной реальности: сходить погулять в парк, в кинотеатр, в зоопарк, съездить к бабушке, покататься на лыжах, пройти квест и т. д.;
  • записать наконец в любой кружок или секцию, увлечь спортом;
  • поднимать самооценку, избавлять от комплексов: хвалить, создавать ситуации успеха;
  • способствовать социальной адаптации: поощрять реальную, а не виртуальную дружбу; отпускать на прогулки и в гости к друзьям, одноклассникам, не запрещать приглашать их к себе домой.

Также нужно приобщать ребёнка к здоровому образу жизни: обеспечить полноценным питанием, высокой двигательной активностью, грамотным режимом дня и чередования учёбы и отдыха.

Данные советы психолога помогут родителям отучить ребёнка от компьютерных игр, хотя весь этот процесс — достаточно трудоёмкий и может занять не одну неделю и даже не месяц. Взрослым придётся набраться немало терпения и обязательно довести дело до конца.

Последствия

Многие родители, оправдывая собственные ошибки в воспитании, любят повторять о том, что пусть, дескать, лучше компьютерная зависимость, чем алкогольная или наркотическая. Они правы лишь отчасти, и то лишь потому, что не представляют себе все те последствия, которыми она чревата.

Во-первых, она формируется гораздо быстрее всех остальных видов зависимостей. Во-вторых, только в 20% случаев дети самостоятельно её «перерастают» (сознательно теряют интерес к компьютерам и гаджетам). В-третьих, она крайне опасна для физического здоровья и способна спровоцировать:

  • нарушения зрения;
  • бессонницу;
  • искривление позвоночника, проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • снижение иммунитета;
  • головные боли;
  • мышечную атрофию;
  • быстрое и повышенное утомление;
  • ожирение;
  • боли в спине;
  • туннельный синдром (болевые ощущения в запястье).

В-четвёртых, компьютерная зависимость в буквальном смысле слова трансформирует психику ребёнка, который:

  • вне своей компьютерной реальности чувствует себя «выжатым и опустошённым»;
  • становится вялым, апатичным, раздражительным, нервозным;
  • плохо спит;
  • либо недоедает, либо переедает;
  • перестаёт реально оценивать окружающую действительность, включая самого себя в ней;
  • социально дезориентируется, теряя межличностные контакты и связи.

Если не предпринимать никаких мер по устранению детской компьютерной зависимости, она станет устойчивым паттерном поведения. Дети вырастают замкнутыми и совершенно социально неадаптированными. Они не могут приспособиться к реалиями современного мира, живя и реализуя себя только в вымышленном, виртуальном. По мере взросления у них возникают проблемы с поступлением в учебные заведения и трудоустройством. Большинство из них становятся совершенно «дикими», сутками не выходят из комнаты, ни с кем не общаются, продолжают жить на шее у родителей, тратят любые деньги на игры или покупку технических новинок (процессора, монитора, телефона).

Профилактика

В качестве профилактики родители должны:

  • подавать личный пример: самим не просиживать у компьютера и в телефоне часы напролёт;
  • сформировать у ребёнка круг интересов (увлечь хобби, записать на кружок или в секцию);
  • уделять ему максимум внимания, искренне интересовать его жизнью, увлечениями, желаниями, эмоциями;
  • обучать этике интернет-общения;
  • приветствовать общение со сверстниками в реальности;
  • обеспечить двигательную активность: увлечь каким-либо видом спорта, делать вместе утреннюю зарядку, по вечерам гулять пешком, путешествовать, устраивать походы;
  • контролировать деятельность за компьютером и в телефоне: отслеживать время, проведённое за ними; игры, в которые играет;
  • не бояться на начальных этапах зависимости ограничивать время: полчаса — для младшеклассников и не более часа — для подростков;
  • точно так же не бояться запрещать играть в жестокие и страшные игры;
  • приобщать к развивающим и полезным играм и сайтам.

Чтобы уберечь от компьютерной зависимости ребёнка, родители могут предпринять ещё целый ряд профилактических мер, касающихся непосредственно техники.

Вплоть до старшего подросткового возраста не покупать ребёнку отдельный компьютер — пусть играет или занимается на папином (мамином). Это позволит в любой момент на вполне законных основаниях попросить прервать игру и освободить место.

Установить компьютерный монитор так, чтобы вы всегда видели, чем именно он занимается.

Установить специальные фильтры или программное обеспечение, которое позволит постоянно контролировать время, проведённое за компьютером, и какая деятельность с него осуществлялась.

Детская компьютерная зависимость — большая социальная проблема, с которой должны комплексно бороться все взрослые. Несмотря на то, что вопрос о том, является ли она полноценным психическим расстройством, остаётся открытым, нет сомнений в том, что она в итоге оказывает на психику мощное негативное воздействие. И ребёнка от него нужно уберегать любыми силами.

Как избавиться от компьютерной зависимости

Постепенно виртуальная жизнь заменяет реальную: хорошее настроение кажется невозможным без проверки электронной почты, общения с друзьями в социальных сетях и перехода на новый уровень в компьютерной игре. В этом нет ничего плохого, если это не становится зависимостью.

Признаки компьютерной зависимости

Любая зависимость развивается постепенно. Психологи выделяют несколько общих признаков у людей, для которых работа за компьютером может стать одержимостью:

  1. Человека с зависимостью сильно раздражают замечания близких по поводу его увлечений. Просьбы ограничить время за монитором и вовсе воспринимаются в штыки. Когда не получается выйти в сеть, появляется раздражительность.
  2. Во время работы за компьютером настроение резко поднимается.
  3. Личное общение сводится к минимуму – его заменяет переписка в сети. В интернете легко создать любой образ, при этом на реальные проблемы можно закрыть глаза.
  4. Прошлые увлечения интересуют все меньше и меньше. Даже не хочется выходить на улицу – жизнь на ярких картинках в сети кажется намного интереснее и увлекательнее.
  5. Теряется контроль за временем – оторваться от монитора бывает очень тяжело, хочется прочитать еще одну статью или посмотреть новое видео.

К физическим признакам зависимости относят:

  1. Близорукость. Проблемы со зрением возникают из-за перегрузок зрительного аппарата.
  2. Искривление позвоночника и развитие остеохондроза. Нередко боли в спине появляются у тех, кто сидит по несколько часов в день в неудобной позе.
  3. Проблемы с пищеварительной системой. Перекусы и питание от случая к случаю, а не по режиму, приводят к развитию гастрита и язвенной болезни.

Выделяют две основные причины нездоровой зависимости от компьютера: проблемы с социальной адаптацией и недостаток гормона удовольствия. Во время игр или общения в социальных сетях, когда вы расслаблены и испытываете воодушевление, организм вырабатывает особые вещества. Гормон радости выделяется во время занятий спортом, а также когда вы едите шоколад или бананы.

Лечение компьютерной зависимости

Как справиться взрослым

Обычно поиском решения проблемы занимаются встревоженные близкие. Сначала родные пытаются самостоятельно помочь избавиться от компьютерной зависимости – в ход идут уговоры. Однако одними словами делу не поможешь. Главная задача – найти психологическую первопричину.

Начать можно с создания дома необходимой атмосферы. Покажите зависимому человеку, что жизнь может быть интересной и насыщенной без гаджетов. Для этого проводите вместе больше времени на природе, придумайте полезные совместные дела, займитесь любимыми видами спорта.

Иногда специалисты для лечения компьютерной зависимости прописывают лекарства – антидепрессанты, успокоительные и витамины для поддержания ослабленного организма. Важно принимать любые препараты только по назначению врача.

Как избавить ребенка от компьютерной зависимости

Компьютерная зависимость у подростков и детей среднего школьного возраста стала серьезной проблемой. Обычно подобные трудности начинаются у ребят, страдающих от дефицита внимания и комплексов. Они искренне полагают, что выполнение домашних заданий можно отложить на потом. Без постоянного контроля со стороны взрослых школьники могут запросто отбиться от рук и перестать выполнять даже элементарные дела.

Лучше просто вместе сесть за компьютер и, например, поиграть в любимую игру вашего ребенка. Тактично расспрашивайте подростка о том, почему ему нравится проводить время именно так. Как он выбрал героя? Хочет ли быть похожим на него и если да, то почему? С кем в этой игре он сражается? Использовав полученные знания во время такой беседы, можно спланировать досуг ребенка, включив в него недостающие в реальной жизни элементы.

Предложите интересно провести время вместе. Ребенок борется с помощью компьютера с робостью? Стоит задуматься о спортивной секции. Возникают проблемы в общении со сверстниками? Помогут занятия в театральной студии. Не хватает адреналина и ярких впечатлений? Поиграйте вместе в пейнтбол или боулинг.

Ставьте вместе цели и достигайте их. Учите ребенка разбивать длинный путь на маленькие отрезки, преодолевайте вместе трудности и отмечайте семейными праздниками самые значительные результаты.

Пусть подросток четко знает свои обязанности и выполняет домашние дела по предварительно составленному расписанию. Не нагружайте его чрезмерно работой, но и не давайте скучать и лениться.

Помните, что скорее всего зависимость помогает замаскировать болезненные реакции на семейные проблемы, тревожащие подростка комплексы и психологические травмы. Может произойти такая ситуация: симптомы победить получится, но при этом первопричины останутся. В будущем нерешенные проблемы могут привести к другим еще более серьезным зависимостям.

Профилактика

Предупредить проблему проще, чем искать решение в запущенном случае. Поэтому если вы видите, что у вас или кого-то из ваших близких начинает формировать зависимость, не пускайте дела на самотек.

Проводите вместе больше времени за интересными занятиями, гуляйте и занимайтесь спортом, составляйте планы каждую неделю. Старайтесь, чтобы зависимый человек не играл перед сном. Во всем будьте ему примером и опорой.

Последствия компьютерной зависимости

Серьезная компьютерная зависимость приводит к неприятным последствиям. У детей появляются сложности с обучением, пропадает мотивация и желание общаться со сверстниками. Понимание о границах дозволенного постепенно стирается. Взрослые становятся раздражительными и нервными. Появляются проблемы со здоровьем.

Советы психолога

Психологи рекомендуют бороться с зависимостью с помощью простых, но эффективных действий:

  • Нужно составить график работы за компьютером.
  • Больше общаться с зависимым человеком, предлагая варианты досуга.
  • Детям до семи лет разрешать проводить за компьютером не более 20 минут, детям до 12-ти лет – не больше 3 часов днем.
  • Важно не запрещать и ограничивать, а доходчиво объяснять причины вашего беспокойства.
  • Никогда не ешьте сами перед монитором и не давайте это делать ребенку.

Не важно, взрослый или ребенок столкнулся в вашей семье с компьютерной зависимостью. План действий всегда будет примерно одинаковый. Сначала поймите причину, по которой появилось пагубное пристрастие.

Зависимый человек должен осознать проблему и проявить искреннее желание уменьшить проводимое за компьютером время. Задача близких – вдохновить, показав, что в реальном мире тоже много интересных событий, достойных его внимания.

Ссылка на основную публикацию